В 2010 году НК Казахстан инжиниринг выделила на закуп услуг у сторонней организации более миллиона долларов США на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-72. Около 65 млн тенге было потрачено на капитальный ремонт и модернизацию БТР-70 и более 70 млн тенге на капитальный ремонт и модернизацию БМП-1. Деньги на кону, согласитесь, огромные. Редакция Мегаполиса обратилась к председателю правления НК Казахстан инжиниринг Болату Смагулову с вопросом: Не смогли бы вы, уважаемый Болат Советович, разъяснить читателям Мегаполиса необходимость и целесообразность выделенных сумм на ремонт устаревшей военной техники? Нельзя ли приобрести за такую же сумму новые образцы танков и боевых машин пехоты?
Были и другие вопросы к председателю. К примеру, мы хотели, чтобы Болат Смагулов озвучил общую сумму, выплаченную в виде бонусов топ-менеджерам компании по итогам 2008, 2009, 2010 годов и назвал конкретные суммы бонусов для каждого топ-менеджера компании и членов Совета директоров.
Председатель правления лично на вопросы Мегаполиса отвечать не захотел и поручил это сделать своему первому заместителю по военному блоку контр-адмиралу Ратмиру Комратову. Тот, видимо, не долго думая, заявил, что компания не собирается раскрывать внутренние секреты компании, особенно в вопросах финансирования и выплат сотрудникам причитающихся им сумм. В письме контр-адмирал сослался на Совет директоров АО Национальная компания Казахстан инжиниринг , который постановил, что эта информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит. О бонусах, как выразился Ратмир Комратов, разговор вообще вести не тактично, хотя официально в письме сдержанно подчеркнул, что они не планировались и соответственно не производились .
На вопрос, в чем заключается услуга под названием Катер проекта 190 Сагым , на реализацию которой НК Казахстан инжиниринг в прошлом году выделила 110 млн тенге, контр-адмирал Комратов ответил с присущей ему военной прямотой: мол, закуп по этому проекту заключался в проведении опытно-конструкторской работы, разработке технической документации и изготовлении опытного образца высокоскоростного катера двойного назначения с высокими техническими характеристиками . Таким образом, на его адмиральский взгляд, как минимум, 110 млн тенге компанией потрачены с умом и каких-то сомнений в этом быть не должно.
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Как стало известно, АО Национальная компания Казахстан инжиниринг активно сотрудничает, как минимум, с 15 странами в области военно-технического сотрудничества. К примеру, Болат Смагулов договорился с Россией производить автомобили КамАЗ для Министерства обороны РК и других силовых органов на сумму 2,7 млрд тенге. Совместный проект по модернизации зенитно-ракетных систем тянет на 300 млн тенге, проект производства патронного завода с Луганским патронным заводом (Украина) – на 11 млн долл. США, экспорт авиационных изделий на крупные авиастроительные предприятия России, Украины и Узбекистана – на 1 млрд тенге.
Если говорить о сотрудничестве АО Национальная компания Казахстан инжиниринг с Европой, то там аппетиты значительно серьезнее. К примеру, совместное производство радиостанций с Thales (Франция) обойдется казне в 20 млрд тенге, проект по производству вертолетов с компанией Еврокоптер (Франция, Германия) на сумму 4 млрд тенге, проект по организации танкоремонтного завода с компанией Selex (Италия) – 20–30 млн долл. США, проект совместного производства самолетов двойного назначения Bester Pilatus (Швейцария) – на сумму 60 млн евро.
Сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Индии в основном идет по вопросам совместного производства катеров и кораблей для ВМС РК и строительство судоверфи с компанией STX (Южная Корея), экспорту морских специзделий для ВМС Индии. И тоже суммы контрактов солидные – более 10 млн долл. США.
В сентябре прошлого года Болат Смагулов провел переговоры с вице-президентом компании Finmeccanica Сержио Бертоли. Разговор шел о создании совместного предприятия по организации капитального ремонта и модернизации бронетехники. В целях закрепления намерений сторон в развитии взаимовыгодного сотрудничества господин Сержио Бертоли даже подписал меморандум о взаимопонимании между АО Национальная компания Казахстан инжиниринг и Finmeccanica. Премьер-министр Карим Масимов тоже договорился с компанией Finmeccanica по обеспечению безопасности на Каспии и поручил данный проект вести Министерству обороны. Но как это подписание произошло в Казахстане, сразу начались жестокие игры на свежем воздухе. Подписав меморандум с компанией Finmeccanica по ремонту бронетехники, где господин Смагулов взял на себя обязательства не вести переговоры по этому проекту ни с какой другой компанией , начались переговоры с израильской компанией Elbit . Напомню: именно эта компания недавно поглотила Zoltаn systems , которая, в свою очередь, завалила проект по ракетной системе Найза . Бывшему заместителю министра обороны генерал-лейтенанту Маерманову, курировавшему данный проект, это тесное сотрудничество обернулось большим тюремным сроком и конфискацией имущества. Теперь без всякой маркетинговой оценки или тендера Finmeccanica выдворена из проекта, и работа ведется только с израильской компанией. Почему? И на этот вопрос пока ответа нет.
В течение года в АО Национальная компания Казахстан инжиниринг дважды менялась структура и тусовались кадры. В связи с чем? Ответить на этот вопрос пока никто из чиновников не в состоянии. В коллективе наблюдается явное разделение на белую кость и на черную . Так называемый военный блок , в который входят бывшие высокопоставленные генералы и полковники Минобороны, недавно уволенные в запас (Николай Поспелов, Ратмир Комратов, Геннадий Носоновский, Амантай Джутабаев), вероятно, не чета блоку гражданскому . В нем – сплошь любимчики председателя, молодые начальники департаментов, среди которых Дамир Ахметов (сын акима Карагандинской обл.), Амир Ахметов, Расул Кипшакбаев... В компании, где по штату чуть больше 60 человек, все друг про друга знают. Как в глухой сибирской деревне. Конечно, завидуют и поговаривают на своих малолитражных кухнях, шепчутся в кулуарах: Везет же людям. Не успели пацаны со школьной скамьи встать и осмотреться, как сразу с легкой руки председателя в короли и дамки угодили ...
СПРАВКА МЕГАПОЛИСА
АО Национальная компания Казахстан инжиниринг создано постановлением правительства РК № 244 от 13 марта 2003 года. В состав компании входят 24 предприятия. Миссия компании состоит в обеспечении стратегических интересов государства в развитии оборонной промышленности, производстве качественной военно-промышленной продукции и услуг для нужд Министерства обороны, других силовых ведомств РК и экспорта.
|