Главная - Двойное назначение - Спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются

Двойные стандарты:

Полярные станции двойного назначения

News image

В СССР по второму назначению — в военных целях — использовалось практически все. Сейнеры помимо лова рыбы вели наблюдение за фло...

ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

News image

Во Всероссийском выставочном центре (бывшая ВДНХ) прошла четвертая российская выставка Изделия и технологии двойного назначения...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Авторизация





Спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются
Техника завтрашнего дня - О технике двойного назначения

спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются

До недавнего времени применение зарубежных компонентов на образцах российской техники двойного назначения было запрещено. Однако отечественная автомобильная промышленность пока не может предложить многие комплектующие конкурентоспособного уровня. Отсюда — зависимость российского автопрома от импортной компонентной базы. В это же время требования к машинам двойного назначения предъявляются все строже и строже.

Сегодня коммерческую технику двойного назначения производят заводы КАМАЗ и Урал, создавшие практически всю гамму таких машин грузоподъемностью от 4 до 15 т. Кроме них, автомобили спецназначения выпускает Брянский автозавод. Что касается техники большей грузоподъемности, то обязательства по её изготавлению взял на себя КАМАЗ. Гусеничные машины для Минобороны производят Рубцовский машиностроительный завод и «Группа ГАЗ».

На данный момент базой для развития основной части машин двойного назначения стала полноприводная автотехника, разрабатываемая и производимая для нужд топливно-энергетической, лесозаготовительной, строительной и сельскохозяйственной отраслей российской экономики. К основным требованиям к технике спецназначения относятся её высокая подвижность в различных дорожных и климатических условиях; готовность к движению за самые короткие сроки (в течение 5–10 минут); малозаметность на всем диапазоне применения средств разведки; защищенность экипажа; автоматизация процессов управления; высокая надежность; плавность хода; высокий уровень унификации.

Когда теория расходится с практикой

Итак, как мы видим, требования достаточно жесткие. В это же время уровень отечественных машин двойного назначения основан на технических решениях 90-х годов и, естественно, морально устарел. На сегодняшний день российский автопром добился соответствия предъявляемым требованиям в среднем на 90%. Причем наиболее низкие показатели достигнуты по надежности.

Степень реализации существующих требований в современных образцах техники двойного назначения,%

Требования

Автомобили многоцелевого назначения

Специальные колесные шасси

Военные гусеничные машины

Подвижность

94

100

97

Защищенность

95

97

98

Готовность

95

100

96

Надежность

80

97

93

Что касается компонентной базы, то сегодня на основной массе автомобильной техники двойного назначения используются дизельные многотопливные силовые установки; механические коробки передач и раздаточные коробки; радиальные шины с регулировкой давления воздуха; рамные конструкции и агрегатные компоновки; зависимые подвески с гидроамортизаторами; механические системы управления; локальное бронирование; средства обеспечения малозаметности (маскирующие окраска и сети). На сегодняшний день требования к спецтехнике двойного назначения сформированы у нас до 2020 г.

При формировании вышеназванных требований их разработчики отталкивались от основополагающих принципов развития техники двойного назначения. А именно создания машин, которые могли бы использоваться и в качестве коммерческой техники, и выполнять специальные задачи. Причем, главным ограничением является ориентация на российскую промышленную базу.

На данный момент необходимо разрабатывать перспективные образцы техники двойного назначения преимущественно в составе высоко унифицированных семейств, охватывающих несколько смежных классов грузоподъемности (начиная от 2-осных и заканчивая 10-осными и более). При этом важным фактором остается использование модульного принципа построения конструкции, как основы унификации с последующей многократной плановой модернизацией. Одновременно с разработкой новых образцов необходимо создание средств технического и информационного обеспечения жизненного цикла машины. Именно в этом аспекте отечественный автопром особенно отстает, из-за чего российская техника теряет конкурентоспособность на зарубежных рынках.

Пути развития

Для соответствия современным требованиям развитие конструкции машин двойного назначения будет осуществляться в нескольких направлениях (в зависимости от класса грузоподъемности). Так, основу автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т должны составлять: дизельная силовая установка с электронным управлением, модульная конструкция кабины и кузова, независимая подвеска, высокоэффективные тормозные системы, бортовая информационно-управляющая система, система обеспечения обитаемости в экстремальных климатических условиях, радиальные бескамерные шины, бронирование наиболее ответственных узлов и агрегатов.

Основные направления развития наиболее массового сегмента отечественного автомобильного парка — многоцелевых машин грузоподъемностью от 4 до 15 т — заключаются в разработке и использовании электронных систем управления основными агрегатами шасси, независимой подвески, бортового автономного источника энергии для функционирования шасси в дежурном режиме, различных вариантов бронирования кабины, боестойких шин, а также в обеспечении высокого уровня унификации между семействами автомобилей различных производителей. Автомобили повышенной грузоподъемности (более 15 т), требуют использования нетрадиционных технических решений, таких как гибридные, силовые установки, электромеханические трансмиссии, длиноходовые подвески с электронным управлением, всеколесное рулевое управление и бортовые информационно-управляющие системы. Однако на практике данные компоненты предприятиями российского автопрома не производятся.

В качестве основных направлений развития военных гусеничных машин следует отметить использование дизельного двигателя с системой автоматического управления, применение гидромеханических и гидрообъемных трансмиссий с электронным управлением, комбинированных подвесок, оснащение гусеничными лентами с резинометаллическими шарнирами, повышение противопульной и противоминной защиты.

Перспективы

В данный момент проходит внедрение современной системы технического обслуживания и ремонта техники двойного назначения. Она базируется на передовых методах и средствах диагностирования, логистической и информационной поддержки жизненного цикла машин. На технику отечественного производства уже устанавливаются бортовые информационно-управляющие системы. Они обеспечивают автоматизацию движения и контроль каждого элемента, начиная от двигателя и заканчивая системой управления подвеской и климатическими установками.

В заключение скажем, что по оценкам специалистов, российские предприятия способны обеспечить реализацию большинства предъявляемых с технике двойного назначения требований.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Новый камуфляж для бронетехники от ArmorWorks

Компания ArmorWorks (США) создала новый тип маскирующей окраски TactiCam для бронемашин. Этой раскраской можно маскировать и укрытия. Компания назвала рисунок...

News image

БМП Pizarro/Ulan. Программа ASCOD(Austrian Spanish Cooperation Development)

Разработка тяжелой БМП 90-х для замены устаревшей гусеничной боевой техники была начата в 1988-м году австрийской компанией Штейр-Даймлер-Пух (Steyr-Daimle...

News image

ОБТ «Алтай» или Турция ещё одна танкостроительная держава

Танковые войска Турции имеют весьма примечательную историю. В рядах танковых войск этой страны за все время их существования успели побывать французские, неме...

Информационные технологии на военной службе:

News image

DARPA решает проблему теплоотвода от инфракрасных устро

На американских шпионских самолетах U-2 эксплуатируются системы ночного видения, которые объемны и тяжелы, потребляют много энергии и треб...

News image

Лучшие военные “гаджеты”

Лучшими военно-техническими решениями МО США за 2010 г., по версии издания C4ISR Journal стали: В число номинантов также, в частности, ...

News image

Рядовые будут командовать ротами роботов

Уже не первое десятилетие ходят слухи о проектах по созданию крохотных роботов-шпионов, внешне неотличимых от насекомых и небольших животн...

News image

Магнитный подъемник спроектирован инновационно

Погрузка всевозможного оборудования на новые авианосцы США будет производиться с помощью грузозахватов на постоянных магнитах. Эта техноло...

News image

Ключевым элементом американской ПРО станут беспилотники

Американский план противоракетной обороны, подписанный Бараком Обамой в феврале 2010-го, переориентируется на противодействие ракетам мало...

News image

Пентагон заинтересовался космическим мусором

Центр электронных систем базы ВВС США Хэнском заключил два контракта с корпорациями Lockheed Martin и Raytheon по программе Space Fence....