Главная - Двойное назначение - Спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются

Двойные стандарты:

Соцсети двойного назначения

News image

Как, вероятно, все знают, на Ближнем Востоке творится полный бардак и беспредел. Несколько недель назад сразу в ряде стран начал...

Техника двойного назначения

News image

В столице прошла VII Всероссийская выставка «Российские производители и снабжение Вооруженных сил — 2007». В форуме ежегодно при...

Грузовики двойного назначения

News image

Началась эта неправдоподобная история в самый разгар (а может быть расцвет) того самого Застоя. Году этак в 197…? Молодой паре...

Авторизация





Спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются
Техника завтрашнего дня - О технике двойного назначения

спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются

До недавнего времени применение зарубежных компонентов на образцах российской техники двойного назначения было запрещено. Однако отечественная автомобильная промышленность пока не может предложить многие комплектующие конкурентоспособного уровня. Отсюда — зависимость российского автопрома от импортной компонентной базы. В это же время требования к машинам двойного назначения предъявляются все строже и строже.

Сегодня коммерческую технику двойного назначения производят заводы КАМАЗ и Урал, создавшие практически всю гамму таких машин грузоподъемностью от 4 до 15 т. Кроме них, автомобили спецназначения выпускает Брянский автозавод. Что касается техники большей грузоподъемности, то обязательства по её изготавлению взял на себя КАМАЗ. Гусеничные машины для Минобороны производят Рубцовский машиностроительный завод и «Группа ГАЗ».

На данный момент базой для развития основной части машин двойного назначения стала полноприводная автотехника, разрабатываемая и производимая для нужд топливно-энергетической, лесозаготовительной, строительной и сельскохозяйственной отраслей российской экономики. К основным требованиям к технике спецназначения относятся её высокая подвижность в различных дорожных и климатических условиях; готовность к движению за самые короткие сроки (в течение 5–10 минут); малозаметность на всем диапазоне применения средств разведки; защищенность экипажа; автоматизация процессов управления; высокая надежность; плавность хода; высокий уровень унификации.

Когда теория расходится с практикой

Итак, как мы видим, требования достаточно жесткие. В это же время уровень отечественных машин двойного назначения основан на технических решениях 90-х годов и, естественно, морально устарел. На сегодняшний день российский автопром добился соответствия предъявляемым требованиям в среднем на 90%. Причем наиболее низкие показатели достигнуты по надежности.

Степень реализации существующих требований в современных образцах техники двойного назначения,%

Требования

Автомобили многоцелевого назначения

Специальные колесные шасси

Военные гусеничные машины

Подвижность

94

100

97

Защищенность

95

97

98

Готовность

95

100

96

Надежность

80

97

93

Что касается компонентной базы, то сегодня на основной массе автомобильной техники двойного назначения используются дизельные многотопливные силовые установки; механические коробки передач и раздаточные коробки; радиальные шины с регулировкой давления воздуха; рамные конструкции и агрегатные компоновки; зависимые подвески с гидроамортизаторами; механические системы управления; локальное бронирование; средства обеспечения малозаметности (маскирующие окраска и сети). На сегодняшний день требования к спецтехнике двойного назначения сформированы у нас до 2020 г.

При формировании вышеназванных требований их разработчики отталкивались от основополагающих принципов развития техники двойного назначения. А именно создания машин, которые могли бы использоваться и в качестве коммерческой техники, и выполнять специальные задачи. Причем, главным ограничением является ориентация на российскую промышленную базу.

На данный момент необходимо разрабатывать перспективные образцы техники двойного назначения преимущественно в составе высоко унифицированных семейств, охватывающих несколько смежных классов грузоподъемности (начиная от 2-осных и заканчивая 10-осными и более). При этом важным фактором остается использование модульного принципа построения конструкции, как основы унификации с последующей многократной плановой модернизацией. Одновременно с разработкой новых образцов необходимо создание средств технического и информационного обеспечения жизненного цикла машины. Именно в этом аспекте отечественный автопром особенно отстает, из-за чего российская техника теряет конкурентоспособность на зарубежных рынках.

Пути развития

Для соответствия современным требованиям развитие конструкции машин двойного назначения будет осуществляться в нескольких направлениях (в зависимости от класса грузоподъемности). Так, основу автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т должны составлять: дизельная силовая установка с электронным управлением, модульная конструкция кабины и кузова, независимая подвеска, высокоэффективные тормозные системы, бортовая информационно-управляющая система, система обеспечения обитаемости в экстремальных климатических условиях, радиальные бескамерные шины, бронирование наиболее ответственных узлов и агрегатов.

Основные направления развития наиболее массового сегмента отечественного автомобильного парка — многоцелевых машин грузоподъемностью от 4 до 15 т — заключаются в разработке и использовании электронных систем управления основными агрегатами шасси, независимой подвески, бортового автономного источника энергии для функционирования шасси в дежурном режиме, различных вариантов бронирования кабины, боестойких шин, а также в обеспечении высокого уровня унификации между семействами автомобилей различных производителей. Автомобили повышенной грузоподъемности (более 15 т), требуют использования нетрадиционных технических решений, таких как гибридные, силовые установки, электромеханические трансмиссии, длиноходовые подвески с электронным управлением, всеколесное рулевое управление и бортовые информационно-управляющие системы. Однако на практике данные компоненты предприятиями российского автопрома не производятся.

В качестве основных направлений развития военных гусеничных машин следует отметить использование дизельного двигателя с системой автоматического управления, применение гидромеханических и гидрообъемных трансмиссий с электронным управлением, комбинированных подвесок, оснащение гусеничными лентами с резинометаллическими шарнирами, повышение противопульной и противоминной защиты.

Перспективы

В данный момент проходит внедрение современной системы технического обслуживания и ремонта техники двойного назначения. Она базируется на передовых методах и средствах диагностирования, логистической и информационной поддержки жизненного цикла машин. На технику отечественного производства уже устанавливаются бортовые информационно-управляющие системы. Они обеспечивают автоматизацию движения и контроль каждого элемента, начиная от двигателя и заканчивая системой управления подвеской и климатическими установками.

В заключение скажем, что по оценкам специалистов, российские предприятия способны обеспечить реализацию большинства предъявляемых с технике двойного назначения требований.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Северная Корея щекочет нервы даже после кризиса!

В августе по всем телеканала Северной Кореи были продемонстрированы ролики с участием новой танковой разработки М-2002 или просто «Покпунг», что в переводе оз...

News image

Экстренные меры по противоракетной защите израильских танков

израильский танк «Меркава», находившийся на границе сектора Газа, был поражен противотанковой ракетой. Жертв не было, так как ракета, пробившая корпус танка, ...

News image

“Объект 195″ – закрыт

Как известно, в России существовал некий орган, курирующий множество ОКР (опытно-конструкторских работ) и работ по созданию бронетанковой техники. Кроме того,...

Информационные технологии на военной службе:

News image

МО США модернизирует ИТ-бюджет

В ближайшие три года Пентагону придется сократить ИТ-расходы на 10 млрд. долл. и отказаться от ряда излишне дорогих проектов. Эта работа з...

News image

Когда подводные лодки станут самостоятельными

Постепенное повышение автономности субмарин — необходимое условие развития австралийского подводного флота, заявил Кристофер Норвуд на лон...

News image

Лезвия на беспилотниках и субмаринах

Лезвийные системы эксплуатируются в американской армии достаточно давно. Однако высокая потребность в оперативной обработке быстро растущи...

News image

DARPA знакомится с интерферометрией

Точное местоположение радарных установок и иных излучателей электромагнитного сигнала будет определяться новым поколением компактных антен...

News image

META-технология нацелена на сверхсложные проекты

Военное агентство передовых исследований США DARPA намерено заняться сверхсложными инженерными проектами, не имеющими аналогов по масштабу...

News image

BaTMAN и RoBIN

Очередные проекты военного агентства передовых исследований США DARPA, анонсированные в июле 2010-го, с черным юмором названы в честь супе...