Главная - Отечественная авиация - МИ-4 В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ

Двойные стандарты:

Проведены испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М

News image

В Красноярском крае прошли испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М . Он позволит непрерывно определ...

ГАЗ.Автомобили двойного назначения

News image

Горьковский автозавод является крупным поставщиком автомобилей повышенной проходимости для силовых ведомств страны. Каждый автом...

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

News image

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно...

Авторизация





МИ-4 В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ
Техника завтрашнего дня - Отечественная авиация в современных войнах

ми-4 в локальных войнах

Ми-4 советского и китайского производства поставлялись более чем в 24 страны мира. Естественно, они широко применялись в различных региональных конфликтах 1960-70-х годов.
Около 100 Ми-4 получила Индия, которая впервые применила эти вертолеты в декабре 1961 г. в ходе захвата португальского колониального анклава Гоа. В октябре 1962 г. во время конфликта с КНР в Гималаях индийцы применяли свои Ми-4 для транспортных перевозок в прифронтовой зоне, эвакуации раненых и др. Отмечалось, что эффективность машины в высокогорье оказалась низкой. Аналогичным образом использовались «четверки» и в индо-пакистанской войне 1965г., а вот в конфликте 1971 г. их роль резко возросла. Вертолетные десанты обеспечили успех «блицкрига», который индийское командование провело в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). 7 декабря с двенадцати Ми-4 у переправы через реку Милна высадились коммандос, которые перерезали пути отхода пакистанских войск. В тот день вертолеты перевезли 2791 солдата и 90 т грузов. 10 декабря группа Ми-4 и Ми-8 высадила десант в 63 км от г. Дакки. Подобные задачи Ми-4 успешно выполняли до конца войны. Ни один из них не был уничтожен противником. Нашли применение «четверки» и в операциях индийских сил безопасности против сепаратистов в различных районах страны.
В ходе гражданской войны в Северном Йемене (1962-70 гг.) Ми-4 применялись республиканскими войсками и их египетскими союзниками в боях против монархистов. В 1972 и 1979 гг. «четверки» использовались в пограничных конфликтах между Северным и Южным Йеменами.
После войны 1956 г. Египет, предполагая проведение десантных операций в ходе «освобождения Палестины», закупил достаточно много вертолетов. Но желаемое не осуществилось – большое количество винтокрылых машин (в том числе семь Ми-4) было уничтожено при бомбежках израильской авиации в «шестидневной войне» 1967 г. В октябре 1973 г. переброска десантов была возложена на вертолеты других типов, а Ми-4 впервые выступили в роли ударных. Так, в ходе боев на Синайском полуострове две египетские эскадрильи Ми-4, вооруженные ПТУРС, 8 и 9 октября совершили около 30 боевых вылетов

и уничтожили половину танков одной из бригад израильской 162-й бронетанковой дивизии.
Достаточно богата боевая биография иракских Ми-4. Прежде всего они использовались в бесконечных карательных акциях против курдов (1960-71 гг. и 1973-75 гг.), в которых несколько «четверок» было потеряно от огня повстанцев и в летных происшествиях. Накануне ирано-иракской войны ВВС страны имели около 30 Ми-4, однако в боевых действиях их не задействовали и применяли только для вспомогательных задач.
За пределами СССР наибольшее количество Ми-4 (Z-5 или «Чжи-5») эксплуатировалось в КНР. Они использовались в приграничных конфликтах с Советским Союзом для различных перевозок в ближнем тылу, заброски диверсионных и разведывательных групп. Неоднократно нарушая воздушное пространство «северного соседа», они держали в постоянном напряжении советские службы ПВО. Несколько вертолетов не вернулось на свои аэродромы. Z-5 использовались и в январе 1974 г. в ходе конфликта с Южным Вьетнамом из-за Парасельских островов – тогда с вертолетов на архипелаг высадили десант. Применялись эти машины в вооруженных провокациях армии КНР против других соседей (СРВ, Бирмы, Лаоса и Тайваня), а также в различных акциях, которыми в конце 1960-х годов сопровождалась «Великая пролетарская культурная революция». Применение одного Z-5 отмечалось в 1969 г. в ходе ликвидации заговора Линь-Бяо. Аэрофотосъемка первого взрыва китайской ядерной бомбы также проводилась с борта Z-5. Вертолеты этого типа состоят на вооружении в КНР и по сей день.
ВВС ДРВ использовали Ми-4 для выполнения транспортных полетов в Лаос и Южный Вьетнам, борьбы с катерами и моторными джонками противника и других задач. Отмечено несколько безуспешных попыток атаковать на Ми-4 корабли 7-го флота США. Американцы заявили о предположительном сбитии двух вертолетов. В октябре 1967 г. F-105 ВВС США при бомбежке аэродрома в 50 км от Ханоя уничтожили четыре Ми-4. Несколько «четверок» сожгли американские «зеленые береты» в ночь с 20 на 21 ноября 1970 г. во время рейда на лагерь Сон Тай. В ходе решающего наступления НВСО на Юге в 1975 г. «четверки» совершали курьерские полеты. В конце 70-х гг. они использовались для обеспечения вьетнамских войск в ходе боевых действий против китайцев и полпотовцев.
В Афганистане на момент «Апрельской революции» 1978 г. в составе ВВС имелось около 20 Ми-4. Еще до ввода советских войск правительственная авиация использовала «четверки» в действиях против вооруженных группировок оппозиции, при этом одна машина была сбита в марте 1979 г. Появление за Пянджем советских Ми-8 и Ми-24 вытеснило старенькие «четверки» на задний план. Единственным подтверждением существования Ми-4 в афганской армии служит угон 3.10.1987 г. двух вертолетов этого типа на пакистанскую авиабазу Читрал. После победы моджахедов война в Афганистане не прекратилась. Для сохранившихся «четверок» вновь нашлась работа – ВВС президента Раббани использовали их против бывших союзников. Пришлось повоевать Ми-4 и в Африке. Правительственные войска Судана в конце 60-х гг. применяли их в операциях против повстанцев на юге страны. В 1973г., во время освободительной войны в Португальской Гвинее (ныне Гвинея-Бисау) национальный фронт ПАИГК использовал Ми-4 в боях с войсками метрополии. Вертолеты совершали транспортные и разведполеты. Базировались они, в основном, в соседней Гвинейской Республике, а иногда и на территории, подконтрольной фронту. Летали кубинцы и авиаторы из африканских стран. На машинах наносились красные звезды и аббревиатура PAIGC. Потерь вертолетчики не имели. Сомалийская армия использовала «четверки» в войне с Эфиопией в 1977-78 гг. После поражения сомалийцев в стране началась гражданская война, в которой приняли участие и уцелевшие Ми-4. Их постигла общая судьба ВВС этого государства: из-за отсутствия запчастей все то, что не погибло в боях, пришло в негодность, было разграблено мародерами и превратилось в металлолом.
Основной боевой работой кубинских Ми-4 стала борьба с кораблями и катерами ЦРУ. Так, в ночь на 21 октября 1963 г. при высадке антикастровских коммандос специальное судно ЦРУ «Рекс» попало в засаду. Спасаясь от огня, экипаж направил свой корабль в открытое море. В это время появились два Ми-4, с которых выпустили осветительные ракеты. Однако в освещенную зону попал либерийский рудовоз «Дж. Луис», выполнявший обычный рейс. Экипажи вертолетов приняли его за противника и открыли огонь. Подоспевшая пятерка МиГов повторила ошибку своих коллег. Пока кубинцы разобрались, что к чему, нарушитель ушел. Известен также случай дезертирства одного летчика на Ми-4 с Острова Свободы в США. Американцы вертолет не вернули, и сейчас он находится в музее армейской авиации.
Создатели «четверки» попали точно в цель, вовремя выпустив в свет вертолет, который на долгие годы стал эталоном в своем классе. Появившиеся позднее Ми-2 и Ми-8 так и не заполнили нишу, освобожденную ветераном. И по сей день в парке вертолетов стран бывшего СССР ощущается потребность в недорогой, неприхотливой и надежной «воздушной полуторке».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Немецкий танк “Puma”

Немецкий танк “Puma” – это абсолютно новый танк разработанный немецкими фирмами. В основной версии эта машина весит 31,5 тонн с мотором 800 KW и может доставл...

News image

Закрытый показ танка Т-95

На выставке “Оборона и защита 2010″, проходившей в июле 2010 года в Нижнем Тагиле, впервые состоялся долгожданный закрытый показ перспективного боевого ...

News image

Украинский танк «Оплот» лучше российского Т-90

Выложено много материалов посвящённых альтернативным войнам между Украиной и Россией. Слава богу, в реальности таких войн не было и ласт бог никогда не будет....

Информационные технологии на военной службе:

News image

DARPA знакомится с интерферометрией

Точное местоположение радарных установок и иных излучателей электромагнитного сигнала будет определяться новым поколением компактных антен...

News image

Ядерные программные баги

В случае ядерной войны наземные станции дальней связи могут быть разрушены, и в таком случае президент, укрывшись на специализированном са...

News image

Insight сведет воедино данные от радаров и видеокамер

Платформа, помогающая аналитикам Пентагона обрабатывать данные от плохо совместимых друг с другом источников информации (например, радаров...

News image

МО США модернизирует ИТ-бюджет

В ближайшие три года Пентагону придется сократить ИТ-расходы на 10 млрд. долл. и отказаться от ряда излишне дорогих проектов. Эта работа з...

News image

Авианосцы трансформируют в беспилотоносцы

Постепенный переход от использования единичных пилотируемых машин к стаям беспилотных аппаратов становится трендом развития современных ар...

News image

Ключевым элементом американской ПРО станут беспилотники

Американский план противоракетной обороны, подписанный Бараком Обамой в феврале 2010-го, переориентируется на противодействие ракетам мало...