Главная - Отечественная авиация - О КАТАСТРОФЕ СОВЕТСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ В АФГАНИСТАНЕ 4 МАРТА 1987 г. РАССКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТНИКА СОБЫТИЙ

Двойные стандарты:

ГАЗ.Автомобили двойного назначения

News image

Горьковский автозавод является крупным поставщиком автомобилей повышенной проходимости для силовых ведомств страны. Каждый автом...

Указ Президента РФ 580 от 05.05.04

News image

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военно...

Технологии двойного использования космоса

News image

В настоящее время все большее число государств приходит к пониманию важности использования космического пространства для решения...

Авторизация





О КАТАСТРОФЕ СОВЕТСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ В АФГАНИСТАНЕ 4 МАРТА 1987 г. РАССКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТНИКА СОБЫТИЙ
Техника завтрашнего дня - Отечественная авиация в современных войнах

о катастрофе советских вертолетов в афганистане 4 марта 1987 г. рассказ непосредственного участника событий

Четвертое марта 1987 года. Поначалу, это был обычный «рабочий» день вертолетчиков в Афганистане. Баграмская отдельная эскадрилья выполняла свои прямые задачи. С разлета до полудня отрабатывали обеспечение постов в Панджшере, затем почти до самого вечера сопровождали автоколонны в Саланге. Внеплановых заданий не поступало. Летный день близился к концу. И хотя экипажи ночных дежурных сил еще не прибыли, находившиеся на стоянке летчики с Ми-8 и Ми-24, из которых и состояла вертолетная эскадрилья, ожидали команду «Отбой полетам».

В расположении «двадцать четверок» стоял плохонький, но очень популярный среди пилотов бильярдный стол. На нем с большим азартом резались в «американку» свободные от вылетов летчики. У нас с Владимиром Калининым, командиром Ми-8, как раз в самом разгаре была партия. Увлекшись игрой, мы не увидели «завязки» начинавшихся событий.

Очевидцы рассказали, что начиналось все уж больно необычно, прямо, как в кино, по крайней мере, раньше никто из нас в Баграме такого не видел. Самолет, низко летевший над землей, последовательно выполнял «бочки». Ну, разумеется, никакого чуда в летящем над авиабазой Баграм самолете не было. Уж чего-чего, а самолетов там хватало. Дело в том, что он пролетал прямо над жилым городком, где, без серьезных на то причин, летать, мягко говоря, не рекомендовалось. К тому же сразу за жилым городком начиналась «зеленка». Те, кто не понаслышке знаком с баграмской «зеленкой» знают, что шутки с ней плохи, хотя, от близости к своей территории, глядя на нее, могло возникнуть ложное ощущение безопасности. Местные пилоты, как «Отче наш» уяснили, что после взлета набор высоты можно выполнять только правым разворотом в охраняемой зоне, над так называемым «Электроном», там же снижались, при возвращении с заданий. Жаль, что этого не знал или проигнорировал летчик с того самого самолета, прибывший, как говорили из Москвы, на пару, тройку дней, для летной подготовки и проверки натренированности афганских пилотов. Уже после происшествия поговаривали, что все-то он знал, просто лихость свою решил показать. Трудно было и тогда, и уж тем более теперь об этом судить. Во-первых, что в действительности толкнуло его на этот поступок, мы не знаем, а во-вторых, по существующей традиции, о покойниках – только хорошее или ничего.

…Ракета, скорее всего это был «Стингер» , попала в самолет через несколько секунд, после того, как он покинул границы охраняемой территории жилого городка. Свою отрицательную роль в развитии дальнейших событий сыграло еще и то, что пилоты из сбитого самолета не замедлили катапультироваться. Пролети они еще буквально несколько секунд в летящем, в сущности, еще самолете, все могло бы сложиться куда лучше. Но, понятно, история, пусть даже и новейшая, сослагательного наклонения не приемлет. Все было, как было.

Во время Афганской войны воздушные спасательные операции заранее и хорошо планировались. Если имелась потенциальная опасность авиационных потерь, в район заблаговременно отправлялись поисково-спасательные экипажи и дежурили там до окончания боевой работы. Есть и еще одно совершенно очевидное утверждение не только для наших, но и для американских летчиков, получивших свой опыт во Вьетнаме. Если катапультировавшихся над вражеской территорией пилотов не спасти в течение первых пяти, максимум восьми минут, то дальше спасать, по всей видимости, будет уже некого.

Возвратимся к описываемым событиям. Так вот, самолет сбит. Пилоты катапультировались. Увидев это, вертолетчики без лишних формальностей, за считанные секунды сформировали группу спасения. В нее вошли два Ми-8, экипажи старшего лейтенанта Евгения Симороза и капитана Владимира Калинина и два Ми-24, экипажи капитана Николая Буравлева и мой. Уже через три-четыре минуты мы взлетали друг за другом в указанной последовательности. С командного пункта эскадрильи руководил взлетом капитан Владимир Федченко, легендарная в Афганистане личность, отличный летчик и отличный человек.

Оказавшись в воздухе, мы сразу увидели горящий на земле самолет и направились в тот район. Это было совсем близко. Километра четыре от нашего городка в сторону расположения дивизии ВДВ. Начали сгущаться сумерки. На юге, да еще в горах это происходит быстро. При выполнении ночных полетов в Афганистане включать аэронавигационные огни или какое-то другое светотехническое оборудование – самоубийство. Поэтому и в этот раз, мы шли на задание не включая огней. Когда я почти перестал различать впереди летящие вертолеты, по радио предложил всем занять разные высоты. Это поддержали с КП и мы сразу распределились. Ниже всех вертолет Симороза, над ним через 100-150 метров остальные.

Сумерки постепенно переходили в темноту. На земле уже трудно было различать какие-то предметы, но в экипаже Калинина, все же что-то рассмотрели. Он доложил об этом по радио, попросил возможности снизиться. Договорились. Симороз на секунду обозначит себя включением проблескового маяка. Калинин увидел его. «Восьмерки» благополучно разошлись, поменявшись высотами. Затем уже Симороз доложил, что они видят что-то похожее на парашюты. Снова, нижний вертолет обозначился маяком, и они поменялись высотами.

Экипажи вертолетов к тому времени уже не могли видеть друг друга из-за темноты, находясь в непосредственной близости. Единственное спасение в такой ситуации – строго выдерживать свою высоту. Без доклада по радио и принятия мер для безопасного расхождения ничего не предпринимать. Но… Так велико было желание спасти пилотов со сбитого самолета, своих коллег, терпящих бедствие, да еще молодость…, когда ты уверен, что с тобой-то уж точно ничего плохого случиться не может. Кто из «восьмерок» не выдержал порядка и пошел к земле без доклада и обозначения, мы видимо уже никогда не узнаем.

Как будто сейчас я вижу ту яркую вспышку в виде огромной летящей к земле, раздваивающейся огненной капли. Когда понял, что это и есть наши ребята, а точнее, что их уже нет, русские слова остались только на официальный радиообмен, на вызов поисково-спасательного отряда и короткие ответы на запросы с КП. Я потом видел запись на бумаге своих переговоров внутри экипажа по СПУ. «Это же наши … … … … это … … … … ребята … … … … да … … … … вот … … … … и одни многоточия в течении почти пяти минут.

Поисково-спасательный Ми-8 вылетел без задержек. Его пилотировал все тот же Федченко. Через пару минут они приземлились в районе падения вертолетов. Спасателей, вылетевших на борту Ми-8, возглавлял Бронислав Титов. И он, и его отчаянные ребята сделали все, что могли. Их работу хорошо было видно с воздуха, т.к. они использовали патроны с трассирующими пулями. Примерно через полчаса на место катастрофы вышли десантники на «броне». Но спасать там было уже некого. Экипажи «восьмерок» погибли при столкновении и взрыве. Их тела обнаружили спасатели. Обоих же летчиков с самолета изрешетили пулями еще в воздухе, при снижении на парашютах. Это определили впоследствии по характеру обнаруженных на них ранений.

Кстати, в этот день нас по ошибке «похоронили». Точная информация о погибших была на КП, но ее, разумеется, распространять не спешили. В городке многие знали о катастрофе и даже что-то видели, только в темноте не больно разберешься. Вот и посчитали, что столкнулись не Ми-8, а Ми-24. Говорят – это даже хорошо, когда тебя считают погибшим, но на самом деле ты жив. Так-то оно так. Но видели бы вы лица тех, кто нас потом встречал, при полной уверенности, что мы погибли. Слышали бы вы, что они говорили. В другой раз вдоволь посмеялись бы.

Вот это и есть правда о катастрофе одного самолета и двух вертолетов Ми-8, произошедших в Баграме, в один день 4 марта 1987 года и почти в одно и то же время.

Кто-то может упрекнуть меня в том, что не нужна уже сейчас никому такая правда. Вот сбили ребят «духи» - значит они герои, а врезались друг в друга, тут, мол, уже что-то другое. Так почему-то считалось в Советской Армии периода войны в Афганистане. Но, на мой взгляд, как раз ничего другого-то и нет. Да, основной причиной этой катастрофы, скорее всего, была потеря друг друга из виду при маневрировании в условиях плохой видимости, но что это меняет? Разве от этого стал менее значимым поступок тех пилотов, которые, не думая о себе, поспешили на спасение товарищей в район, где, между прочим, только что, уже сбили самолет. Рискуя своей жизнью, маневрируя на предельно малой высоте, они пытались, во что бы то ни стало выполнить задачу. Нет, не вижу я здесь никакого опровержения настоящего мужества и героизма погибших парней. К тому же, правда об этом событии, рассказанная сегодняшним летчикам, поможет им правильно повести себя в аналогичной обстановке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

МВТ-70

Предполагалось, что АМХ-63 станет единым «европейским танком». Отсюда и близость с «леопардом», который также разрабатывался по тактико-техническим требования...

News image

БМП Pizarro/Ulan. Программа ASCOD(Austrian Spanish Cooperation Development)

Разработка тяжелой БМП 90-х для замены устаревшей гусеничной боевой техники была начата в 1988-м году австрийской компанией Штейр-Даймлер-Пух (Steyr-Daimle...

News image

В Германии создали нового «Леопарда»

Не знаем, о чем вы там подумали, но мы говорим о танках. Боевая машина «Leopard 2» недавно прошла процесс модернизации на производственной базе немецкой компа...

Информационные технологии на военной службе:

News image

IARPA изучит русские метафоры

Детальным изучением культурных различий между людьми займется разведывательное агентство США IARPA, специализирующееся на инновационных ин...

News image

Пентагон создал клон SourceForge.net

Новый сайт forge.mil, открытый Пентагоном в январе, заработал в тестовом режиме на движке популярного ресурса SourceForge.net, объединяюще...

News image

Современное военное производство ускоряется в 25 раз

К выполнению сложных и опасных заданий под водой все более активно будут привлекаться роботы, заявил на лондонской конференции Undersea De...

News image

Военные роботы для боевых систем будущего

Создание роботов для боевых систем будущего FCS идет по плану, сообщили представители ключевых системных подрядчиков проекта — Boeing и SA...

News image

Лазеры добьют до лесных партизан

Южное командование США готовится к масштабным испытаниям экспериментальных комплексов, предназначенных для обнаружения объектов, скрытых в...

News image

Роботы теснят самолет-шпион в отставку

Испытательными полетами обновленных стратегических беспилотников Global Hawk в октябре 2010 г. стартует американская программа вывода из э...