Главная - Отечественная техника - Бронетранспортер БТР-60ПБ в Афганистане

Двойные стандарты:

Письмо о двойном назначении

News image

Эта страница для тех, кому необходимо оформить письмо о двойном назначении. Мы рекомендуем для экономии времени сразу обратиться...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Российская ракета доставила на орбиту спутник НАТО двойного назначения

News image

Космический аппарат двойного назначения SICRAL 1B доставлен в понедельник на орбиту российским разгонным блоком ДМ-SL по прогр...

Авторизация





Бронетранспортер БТР-60ПБ в Афганистане
Техника завтрашнего дня - Отечественная боевая техника в современных войнах

бронетранспортер бтр-60пб в афганистане

Бронетранспортер БТР-60ПБ разраба-тывался в СКБ Горьковского автомобильного завода под руководством Дедкова на базе БТР-60ПА и был принят на вооружение в 1965 году. Производство было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе и к 1979 году уже было прекращено, но большое количество БТР-60ПБ продолжало находиться в войсках.
Корпус машины сваривался из 10-мм листов противопульной брони. Согласно расчетам, лобовая броня БТР-60ПБ защищала от 7,62-мм бронебойной пули Б-32 со всех дистанций, а бортовая – от легкой 7,62-мм пули со 100 метров. Десант размещался в средней части корпуса на двух поперечных сидениях. Водитель и командир машины находились в носовой части и имели смотровые окна, закрываемые броневыми щитками, и перископические приборы наблюдения. Здесь же устанавливалась радиостанция Р-123. В первой трети корпуса находилась коническая башня с установкой 6П7, которая включала 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ. Под башней находилось сидение наводчика, который использовал для стрельбы перископический прицел ПП-61А.
Силовая установка машины размещалась в корме и состояла из двух карбюраторных автомобильных двигателей ГАЗ-40П автомобиля ГАЗ-51, установленных параллельно. Вращение передавалось на вновь созданные ступенчатые коробки передач, а от них, через раздаточные коробки – колесам. Внутри колес устанавливались редукторы с большим передаточным отношением. Ведущие мосты снабжались кулачковыми дифференциалами повышенного трения, жестко установленными внутри корпуса.
Бронетранспортер имел восемь колес, причем все восемь были ведущими. Рулевое управление с гидроусилителем кинематически связывалось с первыми четырьмя колесами. Была применена независимая торсионная подвеска колес, состоящая из восьми торсионов горизонтального расположения с гидравлическими телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Устанавливались пулестойкие шины типа 13.00-18 , в которых предусматривалось централизованное регулирование давления. Для движения на плаву был применен водометный движитель с одним рабочим колесом и двумя заслонками. Герметичный корпус БТР обладал естественной плавучестью, а компоновка обеспечивала в воде дифферент на корму.
Дальнейшим развитием БТР-60ПБ являлся БТР-70, принятый на вооружение в 1972 году и находившийся в серийном производстве. От своего предшественника БТР-70 отличался установкой двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей ГАЗ-66, нижними боковыми люками в корпусе между второй и третьей осями, расположением десанта лицом к бортам для удобства стрельбы через бойницы, автоматическим противопожарным оборудованием и бензобаками в изолированных отсеках и другими мелкими усовершенствованиями. С 1979 года БТР-70 получали башню БПУ-1 с увеличенными углами возвышения вооружения и обозначение БТР-70В.
Конструктивно близкой к БТР-60ПБ и БТР-70 была разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, созданная на том же ГАЗе в 1962 году. Компоновка машины аналогична БТР-60ПБ, но десантное отделение отсутствует, поэтому корпус стал короче. От БТР-60ПБ заимствовали и коническую башню кругового вращения с пулеметами КПВТ и ПКТ. В качестве силовой установки был использован 8-цилиндровый карбюраторный 4-тактный двигатель ГАЗ-41 мощностью 140 л.с., передававший крутящий момент на четыре колеса с независимой подвеской. Двухосное шасси не позволяло машине преодолевать широкие рвы, окопы, вертикальные стенки и валики. В то же время, четыре или три оси также не удовлетворяли конструкторов по ряду причин технического и тактического характера. Выход был найден введением дополнительных колес, заимствованных у самолетного шасси. Колеса размещались в корпусе по два на борт между основными осями. В рабочее положение они опускались специальными гидроподъемниками, а привод получали от цепной передачи. Благодаря этому приспособлению, машина получила возможность преодолевать траншеи шириной до 1,22 метра. БРДМ-2 обладала плавучестью, для движения по воде применялся водомет от танка ПТ-76. На плаву вода и масло двигателя дополнительно охлаждались двумя теплообменниками.
Претензий к бронетранспортерам в 40-й Армии было предостаточно. «...Крупным конструктивным недостатком бронетранспортеров БТР-60ПБ и БТР-70 является их оснащение двумя малосильными двигателями, что усложняло их эксплуатацию, и исключало использование на крутых подъемах, перевалах и по бездорожью...» – отмечалось в обзоре действий советских войск в 1979-1980 годах. Низкую живучесть показал в боевых условиях колесный движитель: моджахеды вели огонь из крупнокалиберных пулеметов по колесам и после остановки БТР расстреливали их из РПГ и пулеметов. В то же время, попадание 12,7-мм бронебойно-зажигательной пули пулемета ДШК, а тем более 14,5-мм пули пулемета КПВ в любую броневую деталь бронетранспортера под углами, близкими к нормальным, вызывало сквозное пробитие. При определенных условиях бортовая броня пробивалась и 7,62-мм пулями БЗТ пулемета ПК. Кумулятивная граната РПГ-7 прошивала корпус БТР-60(70) практически навылет. Н.Куприянов, служивший в Афганистане в 1981-1983 годах в составе экипажа БТР-60ПБ, вспоминал: «...в правый борт, чуть выше боеукладки, впилась граната. Внутри машины все заволокло дымом, граната, прогрызшая в броне дырку с пятак, извергнула внутрь струю расплавленного металла. Под ногами завибрировал пол машины, давлением откинуло верхние люки, резкой болью заныли перепонки, боль становилась невыносимой с каждым ударом пульса...».
Удар же гранаты безоткатного орудия мог вызвать пролом борта со всеми вытекающими для экипажа последствиями. Так, в БТР рядового Л.Булыги во время одной из Панджшерских операций попало три гранаты. Первая срикошетировала от брони, вторая снесла башню бронетранспортера, убив при этом четверых солдат внутри машины. Третья граната попала в нижнюю часть борта между мостами и подожгла БТР.
Говорить о стойкости к минным подрывам можно лишь в том случае, если сравнительно небольшой заряд взрывался непосредственно под колесом и срывал его вместе с подвеской, при этом экипаж и десант отделывались контузией. Командир батальона М.Пашкевич вспоминал о таком подрыве 18 сентября 1986 года: «...второе левое колесо оторвано так, словно его никогда и не было, бронированный борт завернуло на 90 градусов вверх. А мы все живы!». Однако воздействие ударной волны мощного фугаса приводило к прогибанию или даже проламыванию днища и бортов кроме того, машина могла опрокинуться.
Вооружение бронетранспортеров было достаточно мощным и скорострельным, но в условиях Афганистана пулеметной установке опять же не хватало углов возвышения для обстрела верхних ярусов высот.
Для машин, направляемых в Афганистан, конструкторами был создан комплект дополнительной навесной брони, но кардинально улучшить защищенность машины легкого класса было невозможно, поэтому доработке подверглась база машины. Пытаясь устранить недостатки, СКБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина начало разработку машины ГАЗ-59. Затем работой руководил Е.М.Мурашкин.
Новый бронетранспортер сохранил компоновку и вооружение БТР-70, но конфигурация корпуса была изменена, в бортах между 2-й и 3-й осями сделаны двустворчатые двери, а бойницы оснащены шаровыми установками под оружие и развернуты вперед по ходу движения. Вместо двух бензиновых двигателей установили дизель КамАЗ-7493 и соответственно изменили трансмиссию, которая теперь включала двухдисковое сухое сцепление с гидроприводом, пятиступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку: на 1-3-й и 2-4-й мосты. Главные передачи ведущих мостов выполнялись с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы одноступенчатые с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колесный движитель получил пулестойкие шины КИ-80 или КИ-126 размера 13.00-18 с регулируемым давлением. На кормовой части башни разместили систему пуска дымовых гранат 902Б «Туча».
После испытаний, ГАЗ-59 был принят на вооружение в 1982 году как БТР-80. Серийное производство машины началось в 1984 году на Арзамасском машзаводе, входящем в ПО ГАЗ.

Краткие ТТХ БТР и БРДМ

Характеристики

Названия машин

БТР-60ПБ

БТР-70

БРДМ-2

Год создания

1966

1972

1962

Экипаж +
десант, чел.

3 + 7

3 + 7

4

Масса, т

10,3

12

7

Габариты, мм:

- длина по корпусу

7560

7535

5750

- ширина

2825

2800

2350

- высота

2420

2235

2310

- клиренс

475

475

340

Бронирование,
мм

10

10

10

Вооружение:

- основное

КПВТ

КПВТ

КПВТ

- калибр, мм

14,5

14,5

14,5

- дополнительное

ПКТ

ПКТ

ПКТ

- калибр, мм

7,62

7,62

7,62

Боекомплект:

- 14,5-мм
патронов

500

500

500

- 7,62-мм
патронов

2000

2000

2000

Прицел

ПП-61А

ПП-61АМ

ПП-61А

Двигатель

ГАЗ-49Б

ГАЗ-49Б

ГАЗ-41

- мощность, л.с.

2 х 90

2 х 120

140

Удельная
мощность, л.с./т

17,5

19,2

20

Колесная
формула

8 х 8

8 х 8

4 х 4
(+4х4)

Скорость,
max, км/ч
(на плаву)

80 (10)

80 (10)

95 (10)

Запас хода, км

500

500

750

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Украина и Перу готовят кооперативный танк – Tifon-2

Известно , что эту машину создано в Харьковском бюро машиностроения им. Морозова. Базой для Tifon-2 стал русский Т-55. Необходимо подчеркнуть, что в проекте т...

News image

Type 10 (Япония)

в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкострое...

News image

Компрессор спирального типа купить по приятным ценам и особенности работоспособности агрегата

Компрессорное оборудование начали широко использовать еще несколько веков назад. Особенностями первых компрессоров выступал только их принцип функционирования, ...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Современное военное производство ускоряется в 25 раз

К выполнению сложных и опасных заданий под водой все более активно будут привлекаться роботы, заявил на лондонской конференции Undersea De...

News image

Американских солдат оснастят увлекательными гаджетами

Армейское командование США анонсировало новый пакет технологий Go Mobile, который обеспечит солдатам беспроводной доступ к военным цифровы...

News image

Автоматизация патрульной службы

В процессе патрулирования солдаты американской армии, дислоцированные за рубежом, регулярно проводят, согласно устава, различные мини-инте...

News image

IBM крепит натовские облака

Натовский ЦОД, обслуживающий 28 членов альянса, будет модернизирован корпорацией IBM. Командование стратегических исследований НАТО намере...

News image

Облака стимулируют развитие средств шифрования

На доведение алгоритмов гомоморфного шифрования до ума военное агентство передовых исследований США DARPA выделяет 4,9 млн. долл. Соответс...

News image

Лучшие военные “гаджеты”

Лучшими военно-техническими решениями МО США за 2010 г., по версии издания C4ISR Journal стали: В число номинантов также, в частности, ...