Главная - Отечественная техника - МТ-ЛБ: ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской
Главная Видеонаблюдение для домаУчастие грамотных специалистов — гарантия того, что монтаж системы будет выполнен безукоризненно. Но, конечно, вас интересуют цены на видеонаблюдение для дома? Стоимость зависит от производителя и технических характеристик, тем не менее, комплект с установкой обойдется не так дорого, как многие ожидают.

Двойные стандарты:

Проведены испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М

News image

В Красноярском крае прошли испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М . Он позволит непрерывно определ...

Кабмин изменил порядок контроля за товарами “двойного назначения”

News image

Правительство Украины внесло изменения в порядок осуществления государственного контроля за международной передачей товаров двой...

Субъектам ВЭД, имеющим дело с товарами военного использования и двойного назначения: обновлены прави

News image

Регистрация в Госэкспортконтроле лица в качестве субъекта осуществления международных передач товаров двойного использования и в...

Авторизация





МТ-ЛБ: ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской
Техника завтрашнего дня - Отечественная боевая техника в современных войнах

мт-лб: продолжение темы незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской

Как свидетельствует военная история конца XX–начала XXI вв., в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов соединениям, воинским частям и подразделениям регулярных армий чаще всего приходилось вести борьбу с военными (в основном, иррегулярными) формированиями противника, применявшими партизанские методы войны. Эти формирования вооружены стрелковым оружием, а также минометами, безоткатными орудиями, переносными противотанковыми и зенитными ракетными комплексами.

Успешно действовать иррегулярные формирования (читай – бандформирования) могли только в сложных условиях местности: горах, лесах (в т. ч. джунглях), населенных пунктах, В голой степи и на другой открытой местности при применении современных средств разведки и поражения партизанить невозможно.

Практический опыт выполнения боевых задач в районах вооруженных конфликтов показал, что наибольшую эффективность в таких условиях показывает боевая бронированная техника, обладающая следующими свойствами:

высокой проходимостью и большой удельной мощностью;

надежностью в эксплуатации, простотой в обслуживании и ремонте в тяжелых полевых условиях;

удобством действий на ней членов экипажа, размещения десанта и военного имущества в ходе выполнения служебно-боевых задач при длительном отрыве от мест постоянной дислокации или базовых центров.

В Российской армии таким требованиям в наибольшей степени отвечают только 2 машины: многоцелевой бронированный гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ и колесный бронетранспортер БТР-80. Однако лучшей проходимостью и достаточной удельной мощностью обладает МТ-ЛБ. При этом тягачами в войсках эти машины давно никто не называет, так как уже не одно десятилетие абсолютное большинство их используется в качестве бронетранспортеров и базовых шасси для различных огневых средств, а также средств боевого и технического обеспечения.

Транспортеры МТ-ЛБ активно использовались практически во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, в которых принимала участие Россия (Советский Союз) в конце XX в. Но наибольшее применение они получили в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в 1999 – 2000 гг. На эту существенную особенность применения бронетехники мало кто обратил внимание. А зря. Так, например, в середине ноября 1999 г. на территории Чеченской Республики в соединениях и частях группировки Вооруженных Сил действовало 667 МТ-ЛБ и только 426 колесных БТР. И в дальнейшем, до середины 2000 г., количество МТ-ЛБ в войсках группировки всегда было не менее 500 единиц. Почти вся группировка «Западная» воевала на МТ-ЛБ. Например, в составе спецотряда, действовавшего в ноябре 1999г. на направлении развалины Таргим – развалины Камалхи было 8 танков Т-72, 1 БТР и 55 МТ-ЛБ. В составе ВМГ (войсковой маневренной группы) 503 мсп в июне 2000 г. было танков – 5, БТР-80 – 6, БРДМ – 2 и МТ-ЛБ – 44. В составе 291 мсп, действовавшего в июне того же года в Шатойском районе Чечни, танков было 13, БТР – 13 и МТ-ЛБ – 146. В воинских частях и подразделениях группировки войск «Восточная» также действовали сотни этих машин. И таких примеров можно привести еще множество. Наряду с «чисто МТ-ЛБ», в Чеченской Республике применялось большое количество боевых и других машин, созданных на его базе.

Столь массовое применение МТ-ЛБ было обусловлено, в первую очередь, тем, что в составе Объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике было большое количество соединений и воинских частей, прибывших из военных округов, в которых, в силу их географического расположения, почти все мотострелки имели на вооружении именно эти машины. Никакую другую бронетехнику в тех районах России круглый год и вне дорог применять для военных целей невозможно. Более того, часть войск Северо-Кавказского военного округа также воевала на МТ-ЛБ, на которые их перевооружили взамен вконец изношенных колесных БТР (в основном – БТР-70).

МТ-ЛБ использовались, главным образом, в качестве БТР для перевозки мотострелков. Вместе с тем, эти машины широко использовались как штатные транспортеры в санитарных ротах мотострелковых полков. Иногда встречались МТ-ЛБ с установленными на них ЗУ-23-2 или 82-мм автоматическими минометами 2Б9М «Василек». Активно применялись и созданные на базе МТ-ЛБ самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», машины управления артиллерией 1В13, 1В14 и 1В15, а также установки разграждения УР-77.

Применение этих боевых машин оказалось успешным, особенно зимой и в переходные времена года, поздней осенью и в начале весны. Именно высокая проходимость, обусловленная очень маленьким удельным давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) и сравнительно большая удельная мощность (19,6 л.с./т) позволяли МТ-ЛБ гораздо лучше всех остальных гусеничных и колесных машин передвигаться по глубокой грязи и снегу, уверенно взбираться по крутым горным дорогам и склонам. Зачастую, кроме МТ-ЛБ, в некоторые районы добраться было больше не на чем. При этом в мотострелковых подразделениях, как правило, каждой 5-ой машиной была МТ-ЛБВ, т.е. транспортер с уширенными гусеницами (удельное давление на грунт 0,28 кг/кв.см, почти в 2 раза меньше, чем у человека!). Они могли уверенно передвигаться по любому раскисшему грунту вперемежку со снегом и, при необходимости, оказать помощь, вытащить или отбуксировать со сложного участка даже своих собратьев с обычными гусеницами.

Большой объем десантного отделения с мощным отопителем и большая плоская крыша корпуса создавали наиболее благоприятные условия для размещения и перевозки личного состава, вооружения и материальных средств. Все это, помноженное на высокую надежность и неприхотливость в эксплуатации, относительную простоту в обслуживании и ремонте, делало МТ-ЛБ просто незаменимой машиной. При этом наибольшее количество похвал от офицеров и солдат приходилось слышать в адрес установленного на машине двигателя ЯМЗ-238В.

Однако не следует слепо и безоглядно восторгаться этой, несомненно, незаурядной машиной. Ей присущи и достаточно серьезные, причем «врожденные», недостатки. Это недостаточная защищенность (слабая бронезащита даже от стрелкового оружия обычного калибра, слабая защищенность от минного оружия (слишком тонкое днище), низкая живучесть из-за расположения тонкостенных топливных баков большого объема под сиденьями десанта) и очень слабое штатное вооружение.

Но винить создателей МТ-ЛБ не в чем – они делали транспортер-тягач для противотанковой артиллерии, и не более того! И у них это очень хорошо получилось. Но даже на время 1960-х требования для простого, легкого гусеничного бронетранспортера были другими, остались таковыми и в настоящее время. Ведь пехота гораздо ближе, чаще и дольше находится под непосредственным воздействием различных средств поражения противника, чем артиллерийские подразделения, даже противотанковые. А уж первыми на мины «влететь», несмотря на постоянную работу саперов, увы, стрелкам, как говорится, сам Бог велел.

Если же начать наращивать бронирование и монтировать все более мощное пушечно-пулеметно-ракетное вооружение, сохраняя за машиной функции бронетранспортера, то она теряет свои главные качества: отличную проходимость и достаточную удельную мощность, надежность и простоту в эксплуатации (применение, техническое обслуживание и текущий ремонт), удобство в размещении десанта. Вследствие этого она потеряет свою уникальность и, как следствие, свою необходимость. Но проблемы решать надо. И именно с ней – на создание новой многоцелевой, гусеничной, бронированной машины, которую, без всяких сомнений, могут создать наши конструкторы, финансов в родном Отечестве однозначно не найдется. Об этом убедительно свидетельствует опыт последних 15 лет нашей истории.

При создании семейства боевых машин на базе МТ-ЛБ необходимо исходить из того, что они, из-за особенностей своих технических характеристик, предназначены для применения, прежде всего, в сложных условиях местности (тундра, лесисто-болотистая, горно-лесистая местность и т. п.). А там основная роль в ближнем бою принадлежит пехоте. Поэтому пеших стрелков должно быть много, вследствие чего численность десанта в бронетранспортере (БМП) должна быть достаточно большой, а условия размещения пехотинцев, в целях подержания их высокой боеспособности – хорошими.

В тоже время, как показала практика, после установки на машину достаточного мощного и современного комплекса пушечно-пулеметно-ракетного вооружения с приборами и агрегатами системы управления огнем и размещения необходимого боекомплекта к нему, для 5 – 7 человек десанта с их полной экипировкой, особенно зимней, места просто не остаётся. А это противоречит основному предназначению МТ-ЛБ (БТР).

Поэтому возникает объективная необходимость иметь на базе модернизированного МТ-ЛБ 2 основные машины: собственно бронетранспортер для пехоты с легким вооружением и боевую машину огневой поддержки (БМ ОП) с комплексом более тяжелого пушечно-пулеметного и ракетного вооружения. Эти же БМ ОП смогут выполнять и роль БМПТ – боевых машин поддержки танков. В первую очередь, легких, предназначенных для выполнения боевых задач на географически сложных ТВД и в составе мобильных сил.

Это будут основные боевые машины в боевых порядках мотострелковых взводов и рот мотострелковых батальонов. На этом же корпусе (базе) необходимо иметь и командно-штабные машины командиров и начальников штабов батальонов, командира и соответствующих должностных лиц управления полка, а также огневые средства (минометы, орудия ПА, ЗПРК и т п.) и средства всестороннего обеспечения (разведки, РЭБ, инженерные, РХБЗ, технического и тылового обеспечения). Этим будет достигнут примерно одинаковый уровень технических характеристик машин полка (бригады) и максимально возможная их унификация.

Усилить защищенность МТ-ЛБ, не уменьшив при этом ее проходимость, можно лишь применением нестандартных решений, в том числе за счет комбинированной бронезащиты с использованием высокопрочных композитных материалов и, где возможно, разнесенного бронирования с динамической защитой.

Наряду с этим нужно обязательно убрать топливные баки из десантного отделения (из-под сидений личного состава), так как при подрыве фугаса под днищем или пробитии бортовой брони кумулятивной гранатой РПГ эти большие тонкостенные емкости с горючим разрываются и возникает, как правило, сильный пожар. Топливо целесообразнее, с точки зрения повышения живучести, распределить по нескольким, обязательно бронированным, меньшим емкостям. Например, в двигательном отсеке, надежно изолировав его от десантного отделения (за счет его увеличения), а также разместив часть из них на кормовом броневом листе снаружи.

Вооружением для бронетранспортеров должны быть крупнокалиберные и обычного калибра пулеметы, смонтированные на крыше корпуса возле люков с прикрывающими их наводчиков бронещитками. Это бронетранспортеры для стрелков в чистом виде. Здесь важна многоканальность вооружения и защищенность, живучесть машины. Машины огневой поддержки должны иметь башенный пушечно-пулеметный модуль, так как его уже устанавливают на БТР-80А. Здесь ведь тоже нужна унификация.

Указанные варианты решения проблемы повышения защищенности и огневой мощи не являются единственными. Есть и множество других, но в любом случае необходимо помнить – эта машина «имеет смысл» лишь при условии сохранения ее великолепной проходимости и большой удельной мощности. Возможно, поэтому необходимо сразу предусмотреть установку более мощного двигателя (лучше всего – надежного и неприхотливого от ЯМЗ) и «переобувание» всех машин на уширенную гусеницу от МТ-ЛБВ.

В настоящее время наиболее известными являются такие модификации как МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. В отличие от других версий, их не только показывали на разного рода выставках, но и обкатали в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Автор лично видел их в Чечне в 2000 – 2002 гг. и смог собрать некоторую информацию о результатах их испытаний.

МТ-ЛБМ 6МА, военный номер 15-67, и МТ-ЛБМ 6МБ, военный номер 15-68, проходили испытания в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона (орвб) 42 гв. мсд с местом базирования в Ханкале. Известно, что пробег с начала эксплуатации модернизированных гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБМ модификаций 6МА и 6МБ на конец 2001 г. составлял свыше 9,5 тыс. км.

По результатам опытной эксплуатации этих машин войсковыми офицерами были указаны следующие основные недостатки:

техническое обслуживание удобно, но имеет большую трудоемкость из-за повышенного износа некоторых деталей и узлов;

машина хорошо управляема, за исключением затруднения переключения передач и частой необходимости в регулировках механизмов и приводов;

практически невозможно размещение личного состава в десантном отделении как в варианте 6МА (с башней от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ), так и в варианте 6МБ (с башенной пушечно-пулеметной установкой с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ);

размещение грузов, по сравнению с обычными МТ-ЛБ, ограничено, погрузка (выгрузка) затруднена.

По результатам испытаний был сделан вывод о том, что машины оправдывают себя при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, включая горную местность.

Были высказаны предложения, в том числе:

решить вопрос надежного переключения передач;

усовершенствовать отвод пороховых газов при стрельбе;

боекомплект вооружения разместить более удобно;

усовершенствовать систему отопления отделения управления и десантного отсека;

усилить крепление дверей десантного отсека для предотвращения обрыва сварки;

увеличить количество инструментов и запасных частей в комплекте ЗИП;

дооборудовать на броне крепление для бревна самовытаскивания.

Завершая статью, можно сделать следующие выводы:

1. Массовое и длительное применение многоцелевых транспортеров-тягачей легкобронированных (МТ-ЛБ) для выполнения боевых задач в районе вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе РФ в сложных условиях местности и в разные времена года показало высокую эффективность и надежность этих машин и полностью себя оправдало.

2. В связи со сложной военно-политической обстановкой в мире, большой вероятностью возникновения и эска-лации разного рода вооруженных конфликтов и локальных войн в различных регионах со сложными условиями местности, появилась объективная необходимость создания достаточного количества бронетранспортеров, боевых машин огневой поддержки и других бронированных машин на базе МТ-ЛБ, но с качественно лучшими защищенностью, приборами наблюдения и средствами управления, комплексом огневых средств с соответствующей системой управления огнем (для боевых машин огневой поддержки).

Но все это – при условии сохранения прежних величин удельного давления на грунт и удельной мощности (ее, впрочем, можно было бы и повысить!). Только при соблюдении этого условия имеет смысл модернизировать такую замечательную машину.

Многоцелевые транспортеры-тягачи легкобронированные (МТ-ЛБ), как указывалось выше, используются как бронетранспортеры и как база для других машин в наибольшей степени в соединениях и воинских частях Сухопутных войск и береговых войск ВМФ РФ на Дальнем Востоке, в Сибири и на севере в европейской части нашей страны. Более того, они стали основной техникой мотострелков и в ряде воинских частей в центральной и юго-западной частях России, заменив там переслужившие все сроки колесные БТР-70. Поэтому автор счел необходимым представить несколько фотографий, на которых показано применение МТ-ЛБ в ходе боевой подготовки в некоторых частях Приволжско-Уральского военного округа.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

ОБТ «Алтай» или Турция ещё одна танкостроительная держава

Танковые войска Турции имеют весьма примечательную историю. В рядах танковых войск этой страны за все время их существования успели побывать французские, неме...

News image

Современный английский танк «Чифтен»

Современный английский танк «Чифтен» при весе в 50 т имеет максимальную скорость до 40 км/час. Он вооружен 120-мм танковой пушкой с высокой начальной скорость...

News image

Type 10 (Япония)

в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкострое...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Автоматизация патрульной службы

В процессе патрулирования солдаты американской армии, дислоцированные за рубежом, регулярно проводят, согласно устава, различные мини-инте...

News image

Ормузский пролив под контролем роботов

НАТО развивает технологии подводной электронной разведки. Вследствие напряженной ситуации во многих регионах Земли растет вероятность испо...

News image

Облака стимулируют развитие средств шифрования

На доведение алгоритмов гомоморфного шифрования до ума военное агентство передовых исследований США DARPA выделяет 4,9 млн. долл. Соответс...

News image

DO-178C пополнится объектными технологиями моделировани

Сертификационный стандарт DO-178B на ПО для авионики сегодня используют американские и европейские государственные комиссии по управлению ...

News image

Американские шпионы разместились у ЦОДа Microsoft

Новый комплекс зданий агентства национальной безопасности США (АНБ), возводимый в г. Сан-Антонио, обойдется в 130 млн. долл., сообщает мес...

News image

Экономика США прирастет гибкими военными заводами

Универсальные автоматизированные заводы-конвейеры, на которых можно быстро произвести любую технику на основе ее компьютерной метамодели, ...