Главная - Отечественная техника - РУССКИЕ «ГАНТРАКИ»: ОТ АФГАНА ДО ЧЕЧНИ

Двойные стандарты:

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

News image

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Кабмин изменил порядок контроля за товарами “двойного назначения”

News image

Правительство Украины внесло изменения в порядок осуществления государственного контроля за международной передачей товаров двой...

Авторизация





РУССКИЕ «ГАНТРАКИ»: ОТ АФГАНА ДО ЧЕЧНИ
Техника завтрашнего дня - Отечественная боевая техника в современных войнах

русские «гантраки»: от афгана до чечни

Афганистан

За время интернационального похода Советской армии в Афганистан наши войска потеряли 11369 транспортные автомашины. Сколько водителей сложили свои головы на горно-пустынных путях-дорогах, официальные данные умалчивают. Можно только предположить, что речь идет о нескольких сотнях жизней. Потери были бы еще значительнее, если наши бойцы не проявляли смекалку, стали защищаться фрагментами уничтоженной легкой бронетехники, навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.
Были разработаны «латы» для «Уралов», их вес составлял около 184 килограммов. Они обеспечивали 55 процентную площадь перекрытия зон уязвимости. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле.
На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны в кабине «КамАЗа-4310». Под ветровые стекла крепятся листы с прорезями. Размер смотрового окошка регулируется сменными бронепластинами. Относительная площадь перекрытия зон уязвимости – 70 процентов. Масса защиты кабины 285 кг, переднего борта грузовой платформы – 235 кг.
Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм и осколков массой до 2,0 г.
Бронировке подвергались так же и автомобили «УАЗ-3151». Правда, здесь в отличие от обычной стали, использовалась авиационная броня. Внешне машина не отличалась от обычного образца. В кузове устанавливался силовой каркас обспечивавший монтаж брони. На полу закреплялись противоосколочные экраны из алюминиевого сплава. Применялась подложка специальной высокомодульной ткани для локализации вторичных осколков. Стекла заменялись пулестойкими.
Все вышеперечисленные усовершенствования успешно обкатывались в Афганистане, так как несмотря на атаки душманов, объем грузоперевозок не уменьшался, а увеличивался.
Как мне рассказывали участники боевых действий в Афганистане в составе автоколонн можно было видеть грузовики «Урал» и «КамАЗ» в кузовах, которых устанавливались боевые отделения подбитых бронетранспортеров с башенными установками пулеметов КПВТ и ПКТ. Кроме этого именно в Афганистане впервые стали применять грузовики с установками ЗУ-23-2. «ЗУшки» монтировались даже в такие транспортники как «ЗИЛ-130», а так же на автомобили «Урал-375», «Урал-4320», «ЗИЛ-131», «ГАЗ-66», «КамАЗ-5320» и «КамАЗ-4310».

В журнале «Солдат Удачи» номер 4 за 1996 год в статье «Погонщики за караванами» Геннадия Должикова описывались действия 370-го отряда спецназначения 22-отдельной бригады. Бойцы применяли «Урал-4320» с 14,5 пулеметом Владимирова, или ЗУ-23-2. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине. Кроме этого спецназ использовал трофейные «Тойёты». Их так же вооружали в основном трофейными же ДШК, а так же 12,7-мм пулеметами «Утес», 30-мм автоматическими гранатометами АГС-17. Борта завешивали бронежилетами. В экипаж такой «тачанки спецназа», как правило, входило 6 человек: два разведчика (они же гранатометчики), вооруженные штатными РПГ-22 или РПО «Шмель», расчет пулемета – 2 разведчика, водитель и командир, обеспеченный радиосвязью. Во время вылазок отряд состоял из трех «Тойёт» и одного или двух «Уралов».

Войны на постсоветском пространстве

Когда перестройка перешла в перестрелку «гантраки» стали, применятся на всем постсоветском пространстве. Например, в Таджикистане бойцы Народного фронта на так называемом Курган-тюбинском фронте использовали «бронеавтомобили» «МАЗ-503» и «КамАЗ-5511». На первом был установлен 14,5-мм пулемет, на втором 23-мм авиационная пушка. Как мне рассказывали таджики, со временем число бронекамазов стало достигать почти десятка.
Кстати российские пограничники так же приспосабливали для не свойственных функций транспортные автомашины. На улицах Душанбе можно было увидеть «ЗИЛ-130» в кузове, которых были установлены ящики с песком и пулеметы ПКМ.
В приднестровском конфликте противоборствующие стороны применяли самосвалы с установками «Алазань», самодельные броневики на базе «КрАЗ-256», а так же «КамАЗы» с «ЗУшками». (См. материал о приднестровской войне).
Во время армяно-азербаджанского противостояния так же появились импровизированные броневики, вооруженные разнообразным стрелковым оружием и противоградовым ракетами «Алазань». Внутренние войска начали применять «ЗИЛ-131» с ЗУ-23-2.
Похожая техника встречалась в Абхазии. Причем на территории всесоюзной здравницы грузовики оснащенные крупнокалиберными пулеметами и скорострельными пушками работали не только по наземным целям, но и по объектам на море.

Чечня

«Наведение конституционного порядка» и конттерорестическая операция снова реанимировал грузовики с «вечными» ЗУ-23-2. Причем если во внутренних войсках такие машины были еще до Чечни, в армии они появились уже после начала первой войны. Широко такая техника применялась и во вторую кампанию. Причем встречались достаточно редкие экземпляры. В начале ноября 1999 года автор на авиабазе Моздока видел «древний» «ЗИЛ-157» с «ЗУшкой».

Машина была в дивном серо-черном камуфляже, который встречался, как правило во внутренних войсках. Но, по всей видимости, она принадлежала военным железнодорожникам. Вместе с «ЗИЛом» был «ГАЗ-66». В кузове «Шишиги» стоял пулемет ДШК с бронещитком. К сожалению, мне не удалось запечатлеть сие чудо. Некто из пресс-центра грудью заслонил эти два необыкновенных и, наверное «очень секретных» образца военной техники.
На дорогах Чечни сейчас можно встретить самопально усиленные «Уралы». В начале ХХI войсковые умельцы пытаются защитить свои жизни при помощи различных подручных средств. В ход идет все - бревна, мешки с песком, трубы, куски брони и д.р. В гораздо меньших количествах встречаются автомобили с промышленно изготовленными «латами». Сообщалось, что для милицейских подразделений из Нижнего Тагила Уралвагонзавод забронировал несколько автомашин.
Русские гантраки в основном применяетя во внутренних войсках, а так же во всевозможных ОМОНах и СОБРах.

Альтернатива

Наша промышленность же на многочисленных выставках демонстрирует удачные образцы защищенной автомобильной техники. Например, в конце февраля 2000 года автору удалось побывать на автовыстовке в подмосковных Броницах, там можно было увидеть несколько интересных машин, например «Урал-4320.10». Грузовик с разработанной в НИИ-21 бронезащитой способной противостоять пулям калибра 7,62, а также трехграммовым осколкам. Вес такой защиты 1970 кг. Как мне рассказали сотрудники НИИ, в создании этого комплекта учитывался опыт афганской войны и многочисленных локальных войн.
Уральский автозавод предстовлял сразу два автомобиля, первая «многоножка» «Урал-53234-23» с защищенным модулем массой в 2 тонны. Выдерживающий попадание пуль калибра 7,62 на любой дистанции. С 300-400 м такая кабина может «держать» бронебойные 7,62-мм пули Б-32 снайперской винтовки СВД. Она несет 8-мм броню и 33мм бронестекла. Аналогичными характеристиками защиты обладает «Урал-4320-31». Этот закамуфлированный «крокодил» выглядел очень симпатично. К сожалению, это прекрасная техника практически отсутствует в войсках. Почему? Это тема для другой публикации.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Турция продаст бронетехники на 30 миллионов

“Otokar”-Крупнейший оборонный производитель турции получил новый иностранный заказ. Заказ состоит из производства бронемашин APV (Armoured Patrol Vehicle) и”К...

News image

Новый вариант М1А3 (Е3) Abrams будет иметь меньший боевой вес

После двухгодичных дискуссий по вопросу серьезной модернизации основного боевого танка армии М1, похоже, специалисты армии США приходят к мнению, что нужно ог...

News image

Т-90 возродят до конца текущего года

Как передает ведущее информационное агентство ИТАР-ТАСС, на заседании правительства в государственный план по развитию боевой техники были внесены коррективы....

Информационные технологии на военной службе:

News image

Железных бойцов обучат нежному общению

Способность наземных роботов к преодолению препятствий повышенной сложности и бережное обращение с объектами наподобие бомб будет повышена...

News image

Роботы научатся выпутываться из водорослей

Недавняя потеря трех подводных роботов REMUS 100 Swordfish в Чесапикском заливе в ходе американо-канадских учений подтолкнула военных к пе...

News image

BaTMAN и RoBIN

Очередные проекты военного агентства передовых исследований США DARPA, анонсированные в июле 2010-го, с черным юмором названы в честь супе...

News image

Лезвия на беспилотниках и субмаринах

Лезвийные системы эксплуатируются в американской армии достаточно давно. Однако высокая потребность в оперативной обработке быстро растущи...

News image

Разведчики равнодушны к Intellipedia

На февральском семинаре по семантическим технологиям и Web 3.0 для э-правительства, прошедшем в Вашингтоне и собравшем 350 специалистов, в...

News image

Ключевым элементом американской ПРО станут беспилотники

Американский план противоракетной обороны, подписанный Бараком Обамой в феврале 2010-го, переориентируется на противодействие ракетам мало...