Главная - Отечественная техника - РУССКИЕ «ГАНТРАКИ»: ОТ АФГАНА ДО ЧЕЧНИ

Двойные стандарты:

Перспективы развития СВЧ-систем двойного назначения

News image

В ближайшее десятилетие элементы электронной компонентной базы СВЧ будут использоваться не только для военных, но и для гражданс...

Грузовики двойного назначения

News image

Началась эта неправдоподобная история в самый разгар (а может быть расцвет) того самого Застоя. Году этак в 197…? Молодой паре...

Кабмин изменил порядок контроля за товарами “двойного назначения”

News image

Правительство Украины внесло изменения в порядок осуществления государственного контроля за международной передачей товаров двой...

Авторизация





РУССКИЕ «ГАНТРАКИ»: ОТ АФГАНА ДО ЧЕЧНИ
Техника завтрашнего дня - Отечественная боевая техника в современных войнах

русские «гантраки»: от афгана до чечни

Афганистан

За время интернационального похода Советской армии в Афганистан наши войска потеряли 11369 транспортные автомашины. Сколько водителей сложили свои головы на горно-пустынных путях-дорогах, официальные данные умалчивают. Можно только предположить, что речь идет о нескольких сотнях жизней. Потери были бы еще значительнее, если наши бойцы не проявляли смекалку, стали защищаться фрагментами уничтоженной легкой бронетехники, навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.
Были разработаны «латы» для «Уралов», их вес составлял около 184 килограммов. Они обеспечивали 55 процентную площадь перекрытия зон уязвимости. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле.
На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны в кабине «КамАЗа-4310». Под ветровые стекла крепятся листы с прорезями. Размер смотрового окошка регулируется сменными бронепластинами. Относительная площадь перекрытия зон уязвимости – 70 процентов. Масса защиты кабины 285 кг, переднего борта грузовой платформы – 235 кг.
Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм и осколков массой до 2,0 г.
Бронировке подвергались так же и автомобили «УАЗ-3151». Правда, здесь в отличие от обычной стали, использовалась авиационная броня. Внешне машина не отличалась от обычного образца. В кузове устанавливался силовой каркас обспечивавший монтаж брони. На полу закреплялись противоосколочные экраны из алюминиевого сплава. Применялась подложка специальной высокомодульной ткани для локализации вторичных осколков. Стекла заменялись пулестойкими.
Все вышеперечисленные усовершенствования успешно обкатывались в Афганистане, так как несмотря на атаки душманов, объем грузоперевозок не уменьшался, а увеличивался.
Как мне рассказывали участники боевых действий в Афганистане в составе автоколонн можно было видеть грузовики «Урал» и «КамАЗ» в кузовах, которых устанавливались боевые отделения подбитых бронетранспортеров с башенными установками пулеметов КПВТ и ПКТ. Кроме этого именно в Афганистане впервые стали применять грузовики с установками ЗУ-23-2. «ЗУшки» монтировались даже в такие транспортники как «ЗИЛ-130», а так же на автомобили «Урал-375», «Урал-4320», «ЗИЛ-131», «ГАЗ-66», «КамАЗ-5320» и «КамАЗ-4310».

В журнале «Солдат Удачи» номер 4 за 1996 год в статье «Погонщики за караванами» Геннадия Должикова описывались действия 370-го отряда спецназначения 22-отдельной бригады. Бойцы применяли «Урал-4320» с 14,5 пулеметом Владимирова, или ЗУ-23-2. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине. Кроме этого спецназ использовал трофейные «Тойёты». Их так же вооружали в основном трофейными же ДШК, а так же 12,7-мм пулеметами «Утес», 30-мм автоматическими гранатометами АГС-17. Борта завешивали бронежилетами. В экипаж такой «тачанки спецназа», как правило, входило 6 человек: два разведчика (они же гранатометчики), вооруженные штатными РПГ-22 или РПО «Шмель», расчет пулемета – 2 разведчика, водитель и командир, обеспеченный радиосвязью. Во время вылазок отряд состоял из трех «Тойёт» и одного или двух «Уралов».

Войны на постсоветском пространстве

Когда перестройка перешла в перестрелку «гантраки» стали, применятся на всем постсоветском пространстве. Например, в Таджикистане бойцы Народного фронта на так называемом Курган-тюбинском фронте использовали «бронеавтомобили» «МАЗ-503» и «КамАЗ-5511». На первом был установлен 14,5-мм пулемет, на втором 23-мм авиационная пушка. Как мне рассказывали таджики, со временем число бронекамазов стало достигать почти десятка.
Кстати российские пограничники так же приспосабливали для не свойственных функций транспортные автомашины. На улицах Душанбе можно было увидеть «ЗИЛ-130» в кузове, которых были установлены ящики с песком и пулеметы ПКМ.
В приднестровском конфликте противоборствующие стороны применяли самосвалы с установками «Алазань», самодельные броневики на базе «КрАЗ-256», а так же «КамАЗы» с «ЗУшками». (См. материал о приднестровской войне).
Во время армяно-азербаджанского противостояния так же появились импровизированные броневики, вооруженные разнообразным стрелковым оружием и противоградовым ракетами «Алазань». Внутренние войска начали применять «ЗИЛ-131» с ЗУ-23-2.
Похожая техника встречалась в Абхазии. Причем на территории всесоюзной здравницы грузовики оснащенные крупнокалиберными пулеметами и скорострельными пушками работали не только по наземным целям, но и по объектам на море.

Чечня

«Наведение конституционного порядка» и конттерорестическая операция снова реанимировал грузовики с «вечными» ЗУ-23-2. Причем если во внутренних войсках такие машины были еще до Чечни, в армии они появились уже после начала первой войны. Широко такая техника применялась и во вторую кампанию. Причем встречались достаточно редкие экземпляры. В начале ноября 1999 года автор на авиабазе Моздока видел «древний» «ЗИЛ-157» с «ЗУшкой».

Машина была в дивном серо-черном камуфляже, который встречался, как правило во внутренних войсках. Но, по всей видимости, она принадлежала военным железнодорожникам. Вместе с «ЗИЛом» был «ГАЗ-66». В кузове «Шишиги» стоял пулемет ДШК с бронещитком. К сожалению, мне не удалось запечатлеть сие чудо. Некто из пресс-центра грудью заслонил эти два необыкновенных и, наверное «очень секретных» образца военной техники.
На дорогах Чечни сейчас можно встретить самопально усиленные «Уралы». В начале ХХI войсковые умельцы пытаются защитить свои жизни при помощи различных подручных средств. В ход идет все - бревна, мешки с песком, трубы, куски брони и д.р. В гораздо меньших количествах встречаются автомобили с промышленно изготовленными «латами». Сообщалось, что для милицейских подразделений из Нижнего Тагила Уралвагонзавод забронировал несколько автомашин.
Русские гантраки в основном применяетя во внутренних войсках, а так же во всевозможных ОМОНах и СОБРах.

Альтернатива

Наша промышленность же на многочисленных выставках демонстрирует удачные образцы защищенной автомобильной техники. Например, в конце февраля 2000 года автору удалось побывать на автовыстовке в подмосковных Броницах, там можно было увидеть несколько интересных машин, например «Урал-4320.10». Грузовик с разработанной в НИИ-21 бронезащитой способной противостоять пулям калибра 7,62, а также трехграммовым осколкам. Вес такой защиты 1970 кг. Как мне рассказали сотрудники НИИ, в создании этого комплекта учитывался опыт афганской войны и многочисленных локальных войн.
Уральский автозавод предстовлял сразу два автомобиля, первая «многоножка» «Урал-53234-23» с защищенным модулем массой в 2 тонны. Выдерживающий попадание пуль калибра 7,62 на любой дистанции. С 300-400 м такая кабина может «держать» бронебойные 7,62-мм пули Б-32 снайперской винтовки СВД. Она несет 8-мм броню и 33мм бронестекла. Аналогичными характеристиками защиты обладает «Урал-4320-31». Этот закамуфлированный «крокодил» выглядел очень симпатично. К сожалению, это прекрасная техника практически отсутствует в войсках. Почему? Это тема для другой публикации.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Кому достанется израильская бронетехника?

Танк «Меркава-4» первый раз покинет пределы Израиля в качестве товара Последняя модификация линии танков «Меркава» – «Меркава-4», являющаяся, по словам спе...

News image

Очередная победа Украинских танкостроителей

Совсем недавно мы на сайте активно обсуждали успехи украинских танкостроителей. И вот, новая победа. Украина заключила контракт на поставку в Эфиопию 200 т...

News image

«Леопард»

В 1963 году на танкодроме в Мунстерлагере ((ФРГ) царило необычное оживление. Здесь состоялась демонстрация первого созданного после разгрома гитлеровской Герм...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Армия США отказывается от проектирования вертолетов

Универсальная архитектура бортовой электроники, основанная на открытых стандартах и позволяющая использовать коммерческое ПО и оборудовани...

News image

Ядерные программные баги

В случае ядерной войны наземные станции дальней связи могут быть разрушены, и в таком случае президент, укрывшись на специализированном са...

News image

Insight сведет воедино данные от радаров и видеокамер

Платформа, помогающая аналитикам Пентагона обрабатывать данные от плохо совместимых друг с другом источников информации (например, радаров...

News image

Автоматизация патрульной службы

В процессе патрулирования солдаты американской армии, дислоцированные за рубежом, регулярно проводят, согласно устава, различные мини-инте...

News image

Рядовые будут командовать ротами роботов

Уже не первое десятилетие ходят слухи о проектах по созданию крохотных роботов-шпионов, внешне неотличимых от насекомых и небольших животн...

News image

Магнитный подъемник спроектирован инновационно

Погрузка всевозможного оборудования на новые авианосцы США будет производиться с помощью грузозахватов на постоянных магнитах. Эта техноло...