Главная - Современные подводные лодки - АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Двойные стандарты:

Автомобили, которые стреляют, «летают» и плавают

News image

Официально В г.Бронницы (Московская обл.) на территории полигона 21-го НИИ МО РФ 21 августа 2004г. прошла 6-я ежегодная выста...

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

News image

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ МЕСТНОГО ОПЕРАТОРА СВЯЗИ КАК СЕТЬ `ДВОЙНОГО` НАЗНАЧЕНИЯ

News image

Повсеместная модернизация телекоммуникационных линий докатилась до самых отдаленных уголков нашей необъятной Родины. Местные акц...

Авторизация





АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Современныя техника - Современные подводные лодки

атомные многоцелевые подводные лодки Современные подводные лодки капиталистических государств по характерурешаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установкиподразделяются на ПЛАРБ - атом-ные подводные лодки с баллистическимиракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статьерассматриваются  атомные многоцелевые  подводные лодки ВМС стран НАТО (общееколичество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть возложенширокий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде всего ПЛАРБ, врайонах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных кораблейи транспортов; борь-ба (совместно с надводными силами и авиацией) зазавоевание господства на море; организация рубежей в узкостях с цельювоспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие вблокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морскихкоммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановкамин, ведение разведки, высадка разведывательно-диверсионных групп.На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива рассчитан надальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10-13 годам службыбез перезарядки реактора. Большая мощность ядерной энергетической установки(ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА, но и действиеразнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств жизнеобеспеченияи обнаружения, а также электронных приборов.В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегическоймобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точкуМирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в томили ином районе, поскольку их основ-ное тактическое свойство - скрытность.Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающейатомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в ЮжнойАтлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году ипоследую-щее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентиныфактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадройпродолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое значениестратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС, которые всоответствии с положениями наступательной «морской стратегии» (под-робнее обэтом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986.- №11.- С. 49-53 ) намереныисполь-зовать их в районах, находящихся на значительном удалении от своих бази непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных условиях ос-воить новые районы, где противник имеет преимущество в надводных и воздушныхсилах и где не могут быть развернуты обеспечивающие корабли и суда (вчастности в Баренцевом, Карском и Охотском морях), в том числе подо льдом.Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их роль и место всоставе оперативных формирований.В зарубежной прессе отмечается ,что ПЛА присущи следующие качества:скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки присохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность, илиспособность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личногосостава в течение 60-90 сут. при сохранении высокой бое-готовности;значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но ибереговых объектов.     США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в 1952году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с использованием ядернойэнергетической установки состоялся в начале 1955 года. За 35 лет в СШАпостроено около 120 ПАЛ. Из низ две («Скорпион» и «Трешер») погибли, десятьвыведены из состава флота, пять переданы в резерв. Подкласс многоцелевых лодокпополнился двумя переоборудованными ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен», которыеиспользуются в интересах сил специальных операций. Сейчас в боевом составефлота насчитывается 99 ПЛА.Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц, построены в 1967-1975 годах) и «Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными, ихпоступление в состав флота, начавше-еся во второй половине 70-х годов,продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год.Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй вконце 1976 года (к середине 1990 года построено еще 45 единиц). В различныхстадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость одной ПЛАоколо 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести месяцев вго-ду проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой подготовке, напереходах и в сос-таве передовых группировок. В это же время они могутсовершить один-два длительных автоно-мных похода продолжительностью до двухмесяцев каждый. Для поддержания высокого уровня боеготовности командованиеВМС стремится повысить коэффициент оперативного использова-ния ПЛА приснижении расходов на их содержание и сохранении уровня безопасности эксплуа-тации. Так, еще в 1973 году принята программа SEOC, согласно которойоперативный цикл (пе-риод между капитальными ремонтами) для ПЛА типов«Пермит» и последующих был увеличен с 43 до 70 месяцев. Позднее (1981) этотпериод для кораблей типов «Стерджен» и «Лос-Андже-лес» достиг 84 месяцев. Врезультате в течение всего жизненного цикла на 17-19 % сокращается времянахождения ПЛА в ремонте и соответственно увеличивается время пребывания вбоегото-вом состоянии. Для второй подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес»(SSN700-718) предполагает-ся вместо ранее запланированного 16-месячногокапитального ремонта (без замены активной зо-ны ядерного реактора) провестимодернизационные работы.В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется аналитическийконтроль за техническим состоянием основных систем, а выявленные неполадкиустраняются в ходе ограниченных ремонтов.При модернизации атомных подводных лодок командование американских ВМС исхо-дит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в водах,контролируемых против-ником. Поэтому ПЛА должны быть способны противостоятьлюбому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37 кораблей типа«Стерджен», в ходе которой намечается повысить их боевые возможности, а затемпостепенно начать выводить их из боевого состава (в период 1997-2005 годов).Большую часть работ по модернизации предусматривается провести в ходе плано-вых ремонтов; устанавливать гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5,систему управле-ния стрельбой Мк117, новую навигационную аппаратуру,использовать последние достижения в области снижения шумности, повышениябезопасности плавания, ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа«Стерджен» будут оснащаться КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48мод.5 ADCAP.Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как  существующих,так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с 32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального пуска (УВП) Мк45 для 12крылатых ракет «Томагавк» мон-таж бортовой автоматизированной системы боевогоуправления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751 «Сан Хуан»;дооборудование для подледного плавания Арктике, в том числе усилениеограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся гори-зонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных гидроакустическихсредств, устройств для постановки мин; снижение шумности ядернойэнергетической установки; применение проти-вогидроакустических покрытий и ГАСс протяженными антеннами. Кроме того, повышение бое-вых возможностей ПЛАсвязывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и ПКР «Гарпун» новыхмодификаций, торпедами Мк48 мод.5 АDCAP, а также новыми или модернизи-рованными ПЛУР.С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58). Однако при обсуждении бюджета на 1991финансовый год министерство обороны США объявило о замораживании работ поэтой программе, посколь-ку устранение вскрытых на испытаниях опытных образцовтехнических проблем требует допол-нительно около 1 млрд. долларов. В связи сэтим в американской печати отмечается, что ВМС в настоящее времяпрорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си Ланс». В частности,ожидается, что можно использовать технологические новшества, применяемые вракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или VLA) для модернизации ПЛУРСАБРОК.Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию кораблейтипа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА новогопоколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на завершениеисследований по корпусу и борто-вым системам вооружения новой ПЛА, а также258 млн. долларов на закупку компонентов дли-тельного изготовления. В 1989году заключен контракт на строительство головного корабля SSN21 «Сивулф»,ввод его в боевой состав намечен на 1995 год. Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991 году, а в дальнейшем ежегодновыделять средства на три ПЛА. Ориентировочная стоимость строительства сериииз 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добитьсякачественно-го скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых, этоотносится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей, ходовым иманевренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того, новая ПЛА будетприспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличи-вается боекомплект(50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины). Подводное водоиз-мещениесоставит 9150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9 м. Каксообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие характеристикикорабля, опубликованные во время работы над проектом, не являютсяокончательными и по ходу строительства могут из-меняться.Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа «Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальнойвеличине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, чтоспособствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощностиЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражениигидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутреннихпомещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. Привыборе диамет-ра корпуса учитывались ограничения, связанные с необходимостьювыполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях военно-морских бази пунктов базирования лодок.Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируетсяизготавли-вать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейтина новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя(волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных устройств и новая формакормового оперения, которое включает шесть, а не четыре эле-мента. Увеличениеболее чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты НИОКР посозданию перспективных гидроакустических средств, объединению всегоэлектронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS [подробнеесм.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]), приме-нению дополнительных мер пообесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее обору-дования. Глубинупогружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз.Основное вооружение составят КР «томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48 мод.5,новые или модернизированные ПЛУР.В результате рассмотрения некоторых вариантов проекта ПЛА разработчикиотказа-лись от намеченного на начальном этапе проектирования расположенияторпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно диаметральной плоскости.Как и на существующих американ-ских лодках, они размещаются побортно подуглом 10 град. Количество ТА возрастает с четы-рех до восьми, их диаметрвпервые в американской практике достигнет 762-мм (вместо 533-мм). Благодаряэтому можно будет применять бесшумный способ стрельбы самовыходом торпед, атакже зарезервировать габариты для вероятного увеличения калибра торпед вбудущем. Кроме того, их этих ТА можно выпускать необитаемые подводныеаппараты, позволяющие расширить боевые возможности ПЛА по обнаружению целей,распознаванию миноподобных объектов, оп-ределению благоприятных маршрутов вледовых условиях. Принятое расположение торпедные аппаратов имеет серьезныйнедостаток - затрудняет или исключает возможность производить стрельбу навысоких скоростях хода, но одновременно позволяет в носовой оконечностиразме-щать крупноразмерные акустические антенны ГАК, включая сферическуюантенну диаметром 7,3 м.Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они стали впол-ном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое длябоевых действий в различных условиях. За счет использования более совершенныхсредств связи они могут дейст-вовать совместно с надводными кораблями всоставе тактических групп. ПЛА будут привлекать-ся для нанесения ударов побереговым объектам крылатыми ракетами, осуществления минных постановок,ведения противолодочных действий подо льдом.В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать новыйводо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя намалошумных ходах (макси-мальная мощность 60 тыс. л.с.). При изготовленииактивной зоны применяются улучшенные ма-териалы и топливо. В состав ГЭУ счастичным вспомогательным электродвижением на мало-шумном ходу войдуттурбогенераторы, насосы и другие механизмы с уменьшенными габарита-ми.Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным винтомв на-садке (pump-jet).Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА, приспособленные дляпе-реброски подводных диверсантов. В 1983-1985 годах две лодки типа «ЭтенАллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл») переоборудованы втранспортно-десантные. На них имеются помещения для личного составаподразделений сил специальных операций (так на-зываемые команды SEAL), вкоторых можно разместить до 65 десантников с оружием и снаря-жением. Наверхней палубе установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилинд-рической формы (DDS - Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую и декомпрессионнуюкамеры и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа«Стерджен» устанавлива-ется один такой контейнер (переоборудование прошлаSSN684 «Кавелла», планируется произ-вести еще пять таких контейнеров для пятидругих кораблей данного типа).     Великобритания. Первая английская атомная подводная лодка «Дредноут» (внастоя-щее время исключена из состава флота и находится в Розайте внебоеготовом состоянии) была заложена в 1959 году, введена в строй в 1963-м.Остальные 17 ПЛА (строились с 1966 по 1990 год) составляют основу подводных силанглийского флота.«Дредноут» была построена при технической помощи США и имела ядерный реакторамериканского производства. Все последующие ПЛА создавались по национальнымпроектам, причем каждая серия основывалась на предыдущей и являлась еедальнейшим развитием. Эво-люционный характер совершенствования английскихатомных подводных лодок можно проил-люстрировать следующими примерами.При проектировании ПЛА типа «Вэлиант» (пять единиц) для устранениянедостатков, присущих «Дредноут», был применен ряд новшеств. В частности,носовые горизонтальные рули были несколько сдвинуты в сторону рубки с цельюуменьшения помех работе ГАС. На малых ходах стал применяться режимвспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для сни-жения шумностипроизведена амортизация турбин и главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА),которая достаточно эффективна при работе ГЭУ на мощности до 50 %. Применениена третьей и последующих ПЛА в этой серии американской стали марки HY-80(вместо английской QT-35) позволило увеличить глубину погружения до 300 м.В ходе строительства очередной серии ПЛА типа «Свифтшур» (шесть единиц)стави-лась задача повысить их эффективность благодаря улучшению такиххарактеристик, как глуби-на погружения, наибольшая подводная скорость хода,уровень шумности и помех работе ГАС, безопасность эксплуатации, надежность иремонтопригодность ГЭУ. За счет использования но-вой марки стали и выборацилиндрической формы прочного корпуса (ПК), заканчивающегося полусферическимипереборками (вместо ПК переменного сечения ПЛА «Вэлиант»), глубина погружениядостигла 400 м. Носовые горизонтальные рули (высоко расположенные у «Вэли-ант») перенесены на осевую плоскость и выполнены заваливающимися(убирающимися за об-шивку легкого корпуса), что обеспечивает их сохранность,а также облегчает действия экипажа при швартовке и всплытии во льдах. Такоерасположение способствовало хорошей управляемос-ти при минимальных размерахрулей и снижению сопротивления движению ПЛА. Размеры ог-раждения выдвижныхустройств уменьшены. В сочетании с другими конструктивными мерами этообеспечило рост скорости хода.Корпус и надстройка ПЛА покрыты специальным материалом для уменьшения акусти-ческого поля корабля. Обтекатель носовой антенны ГАС изготовлен изстеклопластика, что, по мнению английских специалистов, снижает потеригидроакустических сигналов.Для дальнейшего уменьшения уровня шумоизлучения применена единая амортизаци-онная платформа, на которой размещаются турбины, турбогенераторы и ГТЗА,часть крупных вспомогательных механизмов. Водозаборники главныхконденсаторов, чтобы обеспечить цирку-ляцию забортной воды самопротоком насредних и высоких скоростях хода, расположены в пе-редних кромкахгоризонтальных стабилизаторов. Улучшены виброакустические характеристикивспомогательных механизмов и их звукоизолирующих фундаментов. Снижено числооборотов гребного винта.С целью повышения безопасности плавания сокращены количество и протяженностьзабортных систем, существенно увеличена скорость продувания цистерн главногобалласта, раз-работаны пределы оптимальных сочетаний скорости и глубины ходас углами перекладки гори-зонтальных рулей.В наиболее современной серии английских ПЛА (тип «Трафальгар») завершаетсястроительство седьмого корабля - S93 «Триумф». Его намечено передать флоту в1991 году. После этого количество многоцелевых ПЛА в английских ВМС достигнет18 единиц. Проект «Трафальгар» разрабатывался модификация лодок типа«Свифтшур». Различные усовершенст-вования и новые технические решениявключались в него с таким расчетом, чтобы в последст-вии использовать их длямодернизации лодок предыдущих серий. В начале проектирования бы-ло приняторешение о размещении всего оборудования энергетического отсека на единойамор-тизированной платформе, которая крепилась бы не к прочному корпусу, анепосредственно к по-перечным переборкам. Впоследствии оказалось, что такоерешение связано со значительным те-хническим риском и может привести кудорожанию строительства, увеличению главных разме-рений ПЛА и снижениюскорости хода на 2 уз. Поэтому работы по снижению шумности свелись ксовершенствованию уже применяемых в подводном кораблестроении амортизационныхплат-форм, виброизолирующих фундаментов, противогидроакустического покрытия,а также к разра-ботке нового винта в насадке (pump-jet).Замеры уровней шумности, выполненные в 1984 году на акустическом полигоне вШотландии, показали, что головной корабль («Трафальгар») на малошумныхрежимах хода пре-восходит по этому показателю даже дизельные подводные лодки«Оберон». Последующие ПЛА серии должны иметь еще меньший уровень первичногоакустического поля, поскольку на них вместо обычного семилопастного гребноговинта установлен винт в насадке. Кроме того, хотя лодки строятся по единомупроекту, годовой интервал между сроками их ввода в строй позволя-ет постоянносовершенствовать технологию и применять новейшие технические решения. Одна-ков связи с этим неуклонно повышается стоимость лодок этой серии (200 млн.фунтов стерлинг-ов в 1985 году и до 380 млн. фунтов стерлингов в 1990).ЯЭУ английских атомных подводных лодок первоначально создавались поамериканс-кой технологии. Для первой ПЛА («Дредноут») в США был закупленядерный реактор S5W. Его активная зона, а также главные турбины, редуктор,турбогенераторы, конденсаторы произведе-ны в Великобритании. На последующихлодках устанавливался реактор PWR-1 английской раз-работки. Для испытаний ЯЭУи подготовки специалистов в Даунри (Шотландия) создан испыта-тельный центр.Одновременно проводить работы по совершенствованию ЯЭУ, направленные наснижение шумности, упрощение конструкции и улучшение условий эксплуатации,повышение надежности и безопасности, увеличение кампании ядерного реактора.Были спроектированы не-сколько типов активных зон. Вместе с тем при созданииЯЭУ для ПЛА «Трафальгар» английс-кие специалисты пришли к выводу, чтовозможности по совершенствованию ЯЭУ на основе реактора PWR-1 исчерпаныполностью. Со второй половины 70-х годов ведется разработка реактора (PWR-2),который должен иметь повышенную мощность (27 500 л.с.), меньшие массо-габаритные характеристики, увеличенный межремонтный период, улучшеннуюремонтопригод-ность, а также меньшую шумность.Первые ЯЭУ с реактором PWR-2 намечено установить на строящейся ПЛАРБ типа«Вэнгард», а также на перспективные английские ПЛА (SSN-20), которые в конце90-х годов на-чнут заменять лодки типа «Вэлиант». Строительство лодок новойсерии предполагается начать в 1993 году. Их водоизмещение по сравнению с ПЛА«Трафальгар» увеличиться на несколько сот тонн, что позволит провестидополнительные мероприятия по снижению шумности и увеличе-нию боекомплекта, всостав которого войдут модернизированные ПКР «Гарпун» и новые торпе-ды«Спирфиш».     Франция. Строительство французских ПЛА началось в 1976 году. Головнойкорабль серии из восьми единиц - «Рубис» вошел в боевой состав в 1983 году.Построены еще три ПЛ, а последующие создаются по усовершенствованному проекту.Завершение серии планируется на 1995 год. Период строительства одного кораблядостигает шести лет, а срок службы - 30 лет. Общая стоимость восьми лодоксоставит 14 млрд. франков (в ценах 1986 года).По конструкции ПЛА «Рубис» однокорпусная с развитой надстройкой и ограждениемвыдвижных устройств крыльевого профиля, с рубочными рулями. Кормовое оперениесостоит из вертикальных и горизонтальных стабилизаторов и рулей. Плоскимипоперечными переборками прочный корпус разделен на пять отсеков. В первом(носовом) отсеке расположены четыре тор-педных аппарата и стеллажи дляторпед, ракет или мин. Во втором (на трех палубах) находятся центральныйпост, пост управления движением, навигационное оборудование, жилые помеще-ния, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и другое оборудование. Втретьем  отсеке ра-змещен ядерный реактор с паропроизводительной установкой,в четвертом смонтированы турбо-генераторы, в пятом - гребной ивспомогательный электродвигатели, а также аварийный дизель-генератор и поступравления ЯЭУ. Особенностью ЯЭУ французских ПЛА, составные компонен-тыкоторой монтируются на амортизированных платформах, является отсутствие в нейглавного турбозубчатого агрегата и применение естественной циркуляциитеплоносителя на малых и сре-дних ходах. Оба обстоятельства способствуютснижению шумности.Основным оружием ПЛА типа «Рубис» считаются торпеды, которые выстреливаютсяиз 533-мм торпедных аппаратов. С 1985 года французские ПЛА (начиная совторого корабля се-рии) оснащаются ПКР «Экзосет» (SM-39). В составрадиоэлектронного оборудования входят ак-тивная (DUUA-28) и пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС (DUUX-5) с антеннами,разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи, а также РЛС,средства радиосвязи, навигации, радио - радиотехнической разведки. Рабочаяглуби-на погружения не менее 300 м, автономность до 60 сут.Оценивая французские ПЛА типа «Рубис», иностранные специалисты подчеркивают,что этот проект по критерию «стоимость/эффективность» позволяет иметьнеобходимое количес-тво достаточно современных кораблей стоимость лодки  внастоящее время достигает 350 млн. долларов). Хотя  «Рубис» уступает всемамериканским  ПЛА по размерениям и водоизмещению, это вовсе не означает, чтоона соответственно уступает им по основным показателям боевого по-тенциала.                  Тактико-технические характеристики ПЛА                       

Тип подвод-

ной лодки - количество в строю (запла-нировано в серии), борто-вые номера находящихся в строю (строящихся и планируем-ых к построй-ке), годы строительства серии

Водоизмеще-ние, т:

надводное/

подводное

Главные размерения, м:

длина

ширина

осадка

Тип, мощ-ность энерге-тической ус-тановки, л.с. /

скорость под-водного (над-водного) хода

узлов

Экипаж, че-ловек (в том числе офицеров)

Вооружение [1]

1

2

3

4

5

6

                                   США                                        

«Сивулф» -

0 (29)

(SSN21 - *),

1995-*

* / 9150

99,4

12,9

10,9

S6W, 60 000 /

35 (20)

130 (12)

762-мм ТА - 8, до 50 КР «Томагавк»,

Мк48, ПЛУР и ПКР

«Гарпун»

«Лос-Андже-лес» - 46 (62)

SSN688-725,

750-757

(758-773).

1974-1994

6000 / 6900

109,7

10,1

9,9

S6G, 35 000 /

30 / 20

133 (13)

533-мм ТА Мк67 - 4 26 торпед Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части тор-пед могут загружа-ться 8 КР «Тома-гавк» (при отсутст-вии УВП) и 4-6 ПКР, УВП Мк45 для 12 КР «Томагавк» (на SSN719 и после-дующих)

«Стерджен» - 37,

SSN637-639,

646-653, 660-

670, 672-684,

686,687.

1967-1975

4460 / 4960

89

9,7

8,8

S5W, 15 000 /

30 (20)

107 (12)

533-мм ТА Мк63 - 4

23 торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части торпед

могут загружаться 8 КР «Томагавк» и 4 ПКР «Гарпун»

«Пермит» - 12 [2]

SSN594-596,

603-607,612-

615,621.

1962-1968

3750 / 4300

84,9

9,6

8,7

S5W, 15 000 /

30 (20)

127 (13)

533-мм ТА Мк63 - 4

24 торпеды Мк48 и

ПЛУР САБРОК,

вместо части торпед

могут загружаться 4 ПКР «Гарпун»

«Гленард П.

Липскомб» - 1,

SSN685,

1974

5813 / 6480

111,3

9,7

9,5

S5WА, ок. 15000 /

25 (20)

129 (14)

533-мм ТА Мк63 - 4

16 торпед Мк48, ПЛУР САБРОК, 4 ПКР «Гарпун»

«Нарвал» - 1, SSN671,

1969.

5284 / 5830

95,9

11,5

8,2

S5G, 15 000 /

25 (20)

129 (13)

533-мм ТА - 4, 16 торпед Мк48 и 4 ПКР «Гарпун»

«Этен Аллен» - 2 [3] SSN609,611,

1962

6955 / 7880

125

10,1

9,8

S5W, 15 000 /

30 (20)

126 - 132

(12)

533-мм ТА - 4, 8 торпед

                              Великобритания                                   

«Вэлиант» - 5,

S102,103,46,

48,50,

1966-1971

4300 / 4800

86,9

10,1

8,4

PWR-1,15000 /

28 (18)

116 (13)

533-мм ТА - 6, 32 торпеды Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»

«Свифтшур» - 6,

S126,108,109,

104-106.

1973-1981

4400 / 4900

82,9

9,8

8,5

PWR-1,15000 /

30 (18)

116 (13)

533-мм ТА - 5, 25 торпед Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»

«Трафальгар» - 6 (7),

S107,87,88,

90-92 (93),

1983-1991

4200 / 5208

85,4

9,8

8,5

PWR-1,15000 /

30 (*)

97 (12)

533-мм ТА - 5, 25 торпед Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»

                                 Франция                                      

«Рубис» - 4 (8),

S601-604

(605-608),

1983-1995

2385 / 2670

72,1

7,6

6,4

CAS-48, 9500/

25 (*)

66 (9)

533-мм ТА - 4, 18 торпед L5 или F17,

вместо части торпед могут загружаться ПКР «Экзосет» (SM-39); возможен прием на борт до 32 мин

1.     Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР - противокора-бельная ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета, УВП - установка вертикально-го пуска.2.     SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.3.     Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Леопард 2NG – модернизация танков по-турецки

Совсем недавно я публиковал у нас на сайте статью посвящённую танку Леопард Революшен (Revolution). А точнее программе модернизации предложенной фирмой Рейнме...

News image

Очередная победа Украинских танкостроителей

Совсем недавно мы на сайте активно обсуждали успехи украинских танкостроителей. И вот, новая победа. Украина заключила контракт на поставку в Эфиопию 200 т...

News image

Тор М1

В основу построения войсковой тактической ЗРС «Тор», легла необходимость достижения высокой эффективности в противоборстве с системами высокоточного оружия (В...

Информационные технологии на военной службе:

News image

DARPA решает проблему теплоотвода от инфракрасных устро

На американских шпионских самолетах U-2 эксплуатируются системы ночного видения, которые объемны и тяжелы, потребляют много энергии и треб...

News image

VADER против афганских террористов

Компактный радар VADER, разработанный корпорацией Northrop Grumman за 40 месяцев, предназначен для обнаружения и отслеживания небольшой на...

News image

Ормузский пролив под контролем роботов

НАТО развивает технологии подводной электронной разведки. Вследствие напряженной ситуации во многих регионах Земли растет вероятность испо...

News image

ПРО Сары-Шаган или как “вражеская” ракета попалась в ко

Описываемые события в деталях рассказаны автору академиком Всеволодом Бурцевым, одним из основных разработчиков сети ЭВМ системы ПРО. Р...

News image

IARPA изучит русские метафоры

Детальным изучением культурных различий между людьми займется разведывательное агентство США IARPA, специализирующееся на инновационных ин...

News image

Insight сведет воедино данные от радаров и видеокамер

Платформа, помогающая аналитикам Пентагона обрабатывать данные от плохо совместимых друг с другом источников информации (например, радаров...