Двойные стандарты:
Проведены испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М![]() В Красноярском крае прошли испытания нового российского спутника двойного назначения ГЛОНАСС-М . Он позволит непрерывно определ... |
Кабмин изменил порядок контроля за товарами “двойного назначения”![]() Правительство Украины внесло изменения в порядок осуществления государственного контроля за международной передачей товаров двой... |
Двойное назначение социально-информационных технологий: проблема этического императива![]() XXI век – эпоха делегирования все большего объема управляющих функций социально-информационным технологиям (СИТ). СИТ – определе... |
Авторизация
Подводные лодки XXI века |
Современныя техника - Современные подводные лодки | ||||||||||||||||||||||||||||||
В недалеком будущем наступит время, когда шумность советских подводных лодок будет уменьшена до такой степени, что их обнаружение с помощью пассивных гидроакустических станций станет возможно только на малых дистанциях, если вообще будет возможно . Что это? Самореклама российских конструкторов-подводников? Нет, это цитата из заявления главного конструктора американских подводных лодок, опубликованного в трудах Военно-морского института США. Высокие показатели бесшумности российской дизель-электрической подводной лодки пр.877 (класса Kilo - по классификации, принятой в НАТО) подтверждаются и американскими данными. Отдавая должное американским ученым, всегда считавшим, что противника лучше переоценить, нежели недооценить, следует отметить реалистичность их суждений. В нашей стране противники размещения стратегических межконтинентальных баллистических ракет на подводных лодках в качестве основного возражения выдвигали тезис о шумности отечественных атомных подводных лодок, что, якобы, позволяет американским силам противолодочной обороны висеть на хвосте у наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и с началом войны уничтожить их ранее, чем они смогут произвести пуск ракет. Отчасти эти возражения были справедливы по отношению к подводным лодкам, спроектированным более 30 лет назад. Сегодня же специалистов ВМС США больше всего волнует вопрос: окажется ли уровень шумности их новейшей атомной подводной лодки Seawolf соизмерим с уровнем шумности российских подводных лодок того же поколения? Значимость подводных лодок в современных условиях подтверждается стремлением многих стран мира строить их или приобретать. В мире сейчас нет и в ближайшее время не предвидится более скрытного, неуязвимого и при этом относительно дешевого по совокупной оценке оружия. Страны третьего мира с динамично развивающейся экономикой, осознающие свои морские интересы, все больше проникаются пониманием выгод, которые можно получить, обладая собственными подводными силами. Первый шаг на этом пути - приобретение неатомных подводных лодок у стран, которые их производят. Выход российских подводных лодок (ПЛ) на мировой рынок имел и имеет не только политическое значение, но и дает возможность поддержать отечественное судостроение в переживаемый страной сложный период, а также заставляет в жесткой конкурентной борьбе находить и интенсивно внедрять новые научно-технические решения, учитывающие многообразные специфические требования потенциальных заказчиков. Общеизвестно, что самыми малошумными ПЛ в мире являются российские дизель-электрические подводные лодки пр. 877, но перспективные неатомные подводные лодки начала XXI века типа Амур будут иметь при меньшем водоизмещении и более высокой боевой эффективности существенно меньшую шумность, что характеризует уровень технологий, в том числе в области скрытности, используемых в подводном кораблестроении России. В последние десятилетия боевые и эксплуатационные качества (в том числе скрытность) российских атомных лодок всех классов неуклонно повышались. Например, 25 августа 1996 г. тяжелый подводный крейсер ТК-20 (типа Тайфун ) всплыл в нескольких метрах от Северного полюса и произвел учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с разделяющимися головными частями по боевому полю. Этот пуск напомнил, что подводные силы ВМФ России в случае необходимости способны нанести ответный удар, в том числе в самых сложных навигационных условиях. Именно возможность безусловного нанесения ответного ядерного удара (удара возмездия) с неприемлемым ущербом (потеря не менее 20-25% населения и 50% промышленного потенциала, по определению бывшего министра обороны США Р. Макнамары) охладила горячие головы и привела к прекращению безудержной гонки вооружения в мире. Договоры об установлении паритетных соотношений стратегических вооружений, по существу, стали возможны только после того, как реальным и неотвратимым оружием ответного ядерного удара стали стратегические подводные лодки бывшего СССР. Каждая такая ПЛ несет большое количество ракет (боевых блоков) и способна оперативно менять стартовые позиции, сочетая скрытность, огромную ударную мощь, мобильность, живучесть и постоянную готовность к немедленному применению оружия после получения сигнала боевого управления. К приведенным выше доводам следует добавить тот факт, что старт морских ракет, имеющих разделяющиеся головные части, не менее чем в пять раз дешевле старта наземных ракет. Это соображение может считаться одним из основных аргументов не только в условиях бюджетного дефицита. Для других ядерных держав это давно аксиома, В выводах специальных слушаний в конгрессе США (1993 г.) содержится следующая фраза: Морская компонента триады является сильнейшей, а по критерию эффективность - стоимость - самой выгодной . Конструкторы, проектирующие РПК СН, неоднократно обвинялись в создании больших и дорогих подводных ракетоносцев, но с каждым новым проектом величина водоизмещения, приходящаяся на тонну стартовой массы ракеты или на один боевой блок, непрерывно снижалась. Эта тенденция не характерна для наземных ракет, особенно в условиях договоров по ограничению стратегических вооружений, в которых оговорено моноблочное снаряжение наземных межконтинентальных баллистических ракет. Еще больше разница в средствах, затрачиваемых на содержание личного состава. Например, на одну ракетную шахту на подводной лодке (исходя из полного состава экипажа) приходится около 10 чел., что в 15-20 раз меньше, чем в ракетных войсках стратегического назначения. Решая масштабные проблемы, связанные с определением состава вооружений для страны, необходимо не забывать и учитывать следующие положения: взаимоуважение в межгосударственных отношениях, к сожалению, в значительной мере определяется военной мощью субъектов. Об этом громко не говорится, но этот фактор является одной из реалий современной жизни; недопустимость монополизма силы, последствия которого могут привести к краху мировой цивилизации. В этом свете, к величайшему достижению человеческого разума следует отнести процедуры договоров по ограничению количества и качества различных вооружений, и если бы еще научились эффективно проводить их на паритетных условиях - цены бы им не было. Очень хотелось бы, чтобы некоторые не слишком дальновидные наши политики поняли, что, несмотря на сложные и тяжелые экономические условия, страна должна иметь минимум необходимой военной силы, который позволил бы ей в интересах всего человечества занимать достойное место великой державы и эффективно защищать свои национальные интересы. Высказанные соображения свидетельствуют и подтверждают, что подводные лодки (как стратегического назначения - для отдельных держав, так и оперативно-тактического и тактического назначения) и в XXI веке будут не только необходимой, но и основной составляющей военно-морских флотов различных стран. Какие же цели и задачи могут быть поставлены перед будущими подводными лодками? Какие, исходя из этих целей, будут классы ПЛ? Можно ли, хотя бы приблизительно, обрисовать их будущий облик и характеристики? Делать прогнозы в быстро меняющейся политической и геополитической обстановке, а следовательно и в трансформируемых военных доктринах, - дело непростое и, может быть, даже неблагодарное. Тем не менее, создатель военной техники должен смотреть в будущее и, опираясь на развитие науки и техники, а также обобщая многообразные факторы, обязан выбрать оптимальное решение. Это уже, как правило, во многом граничит с искусством. Итак, какие же задачи будут поставлены перед подводными лодками и подводным кораблестроением в целом в первой половине XXI века? О стратегических задачах кратко сказано выше. Что касается задач тактического плана, необходимо отметить следующее: уже сейчас морские силы других стран могут достаточно близко подойти к морским границам России, что определяет возможность нанесения ударов по важным объектам на территории нашей страны морским ядерным и неядерным высокоточным тактическим оружием с дальностью действия до 3000 км. Это делает территорию России достаточно уязвимой и требует соответствующего противодействия, поэтому основная задача наших ПЛ должна заключаться в возможности скрытного слежения за надводными и подводными кораблями противника и предотвращении нанесения удара по нашей стране; не менее важной задачей, а может быть даже основной, будет охрана собственных ракетных подводных лодок, в том числе путем постановки в угрожаемый период минных заграждений в охраняемых зонах; международный опыт последних десятилетий показал, что ПЛ достаточно успешно могут участвовать в совместных операциях разнородных сил при урегулировании масштабных региональных конфликтов, что также должно учитываться в моделях их использования и, соответственно, в технических характеристиках. Все изложенное выше свидетельствует о том, что в составе ВМФ для решения упомянутых задач потребуется иметь два класса подводных лодок. Это РПК СН и многоцелевые ПЛ как с атомной энергетикой (для действий в океанских зонах, в том числе на большом удалении от границ), так и с дизель-электрическими установками (для ближних и дальних морских зон), причем последние в своем составе должны иметь определенное число лодок, дополнительно укомплектованных анаэробными энергетическими установками, с учетом оборонительного характера военной доктрины России, большой протяженности ее морских границ, а также развитых морских интересов, общую численность подводных лодок упомянутых основных классов можно оценить в 90-100 ед., из которых примерно 10-15% - подводные атомные ракетоносцы стратегического назначения и 85-90% - многоцелевые ПЛ с атомной и дизель-электрической (в том числе анаэробной) энергетическими установками. Кроме того, с целью надежной и оперативной защиты районов патрулирования РПК СН (и это особенно важно для России) в дополнение к многоцелевым атомным ПЛ необходимо иметь небольшую серию специальных подводных минных заградителей. В СССР перед второй мировой войной уже были созданы ПЛ - минные заградители типа Ленинец , которые успешно решали боевые задачи. Возможно, будет необходимо создание небольшого числа ПЛ специального назначения (исследовательские, транспортные, буровые, подводные суда для добычи минерального сырья, подводные кабельные суда и т.п.), но это определится в каждом конкретном случае в зависимости от развития соответствующих программ. Прогнозируемое число ПЛ основных классов (90-100 ед.) примерно в три раза меньше, чем было в СССР до перестройки , и обуславливается новой доктриной оборонной достаточности, хотя данное число нельзя воспринимать как догму. Особенно это относится к стратегическим подводным ракетоносцам. По мере потепления международной обстановки, численность ПЛ может сокращаться на паритетной основе. Здесь уместно напомнить, что всего в составе флотов стран НАТО в настоящее время находится 217 ПЛ, из них атомных стратегических - 23,атомных многоцелевых - 101. Безусловно, с учетом состояния и возможностей экономики страны, должна быть разработана программа (на 15-20 лет) поддержания в боеспособном состоянии необходимого числа имеющихся ПЛ и программа их восполнения (по мере утилизации) новыми, более эффективными подводными лодками. На основании опыта строительства и эксплуатации ПЛ, накопленного за столетний период их проектирования в ЦКБ МТ Рубин (таблица), можно в общих чертах спрогнозировать некоторые главные особенности развития технического облика будущих подводных лодок XXI века. Подводное кораблестроение в XX веке
Архитектурный облик ПЛ, особенно многоцелевых, к концу XX века - с точки зрения гидродинамики - близко подошел к оптимуму. Однако специалистам-подводникам потребуется решить еще целый ряд сложных технических задач. Назову только основные: Основные характеристики подводных лодок - скорость, глубина погружения, автономность, видимо, не претерпят существенных изменений. Заманчиво было бы идти на большие глубины погружения, особенно после того, как все проектные и технологические проблемы, связанные с предельной глубиной погружения до 1000 м, были успешно преодолены на атомной ПЛ Комсомолец . Это дает заметные тактические преимущества для многоцелевых лодок, однако преградой встает экономика, так что реализацию достигнутого на единичном экземпляре технического уровня следует отнести на далекое будущее. У России большой опыт строительства атомных ПЛ из титановых сплавов (построено 13 ед.). Применение этого материала для корпуса лодок открывает дорогу к увеличению глубины погружения и резкому снижению магнитного поля лодки, уменьшает эксплуатационные расходы на содержание корпуса, но пока ощутимо отражается на стоимостных показателях. В серийном производстве ПЛ титан в обозримом будущем не будет применяться, за исключением единичных подводных объектов специального назначения. Торпедное вооружение калибра 533 мм, по существу, исчерпало себя (по мощности боезаряда и дальности хода), что определяет необходимость увеличения калибра и длины торпед. Безусловно, дальнейшее развитие получат ракетоторпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов. Однако эффективное развитие средств противодействия в воздушном пространстве потребует от проектантов-подводников большего внимания к истинно морскому подводному оружию - торпедам, имеющим значительно большую вероятность поразить цель. Останется, вероятно, и небольшое число торпедных аппаратов калибра 533 мм для использования средств самообороны (противоторпеды, имитационные снаряды и т.д.). Необходимо критически отнестись к числу запасных торпед, которые, в совокупности с устройством быстрого заряжания, очень загромождают торпедный отсек. Будущая война, как она нам представляется, вряд ли позволит подводной лодке осуществить более двух полных залпов торпедным оружием. Облик баллистических ракет стратегического назначения и их число на атомных лодках во многом диктуются международными соглашениями по ограничению этого вида оружия. Тенденция к резкому снижению массогабаритных характеристик ракет однозначна и будет определяться разумным сочетанием количества и мощности разделяющихся боеголовок, а также, как правило, исключением ряда сверхвиртуозных задач, возлагавшихся ранее на эти ракеты. Совершенствование средств связи и боевого управления подводными лодками и систем передачи команд на применение оружия будет осуществляться на основе единой методологии в масштабе государства, а также путем поиска новых физических принципов, повышающих надежность доведения команд управления. Прогресс в развитии радиоэлектронного вооружения в основном может быть достигнут благодаря совершенствованию электроники (сверхминиатюризация) и методов обработки сигналов. Широкое применение найдет оптико-волоконная техника. Управление вооружением и техническими средствами ПЛ будет развиваться в направлении создания интегрированной (обеспечивающей все нужды подводной лодки) системы с единой информационной шиной и с распределенными (но имеющими возможность объединять свои вычислительные мощности) средствами обработки информации, построенными на основе интеллектуальных программ. В средствах внешнего целеуказания наивысший приоритет, вероятно, получат разнопрофильные сдублированные космические системы. Развитие энергетических установок для подводных лодок прогнозируется в трех направлениях: атомные, дизель-электрические и анаэробные. Атомные энергетические установки будут в основном с реакторами водо-водяного типа, а по конструктивному исполнению могут воплотиться в моноблочные с естественной циркуляцией теплоносителя и с активной зоной, рассчитанной на весь жизненный цикл ПЛ. Паротурбинные установки станут развиваться как в традиционном направлении, так и на основе электродвижения. Последние потребуют увеличения мощности турбогенераторов для более высоких бесшумных скоростей хода в режиме электродвижения - и форсажных турбоустановок для высокоскоростных режимов. Дизель-электрические установки будут совершенствоваться только на основе электродвижения, при этом главное внимание будет уделяться созданию более экономичных и высокоресурсных дизелей, более энергоемких и с большим сроком службы аккумуляторных батарей, высокоэффективных гребных электродвигателей с системой возбуждения, использующей постоянные магниты. Анаэробные установки найдут применение на дизель-электрических ПЛ в качестве дополнительных, что увеличит в 1,5-3 раза дальность и время хода на малошумной экономической скорости под водой. В отношении анаэробных установок следует иметь в виду, что они достаточно сложны в техническом исполнении, требуют высококвалифицированного персонала для обслуживания и значительно дороже, чем классические дизель-лектрические как в изготовлении, так и при эксплуатации. Особого внимания требует обеспечение пожаро - и взрывобезопасности этих установок, поскольку в них используется жидкий кислород. Эксплуатация в составе советского флота около 40 подводных лодок с дизелями, работавшими под водой по замкнутому циклу, показала, как тщательно следует решать проблемы создания и обеспечения безопасной эксплуатации таких установок. В России отработано несколько схем энергетических установок с работой дизеля под водой на кислороде, хранящемся в жидком состоянии, и с утилизацией углекислого газа путем растворения в морской воде либо с поглощением его химическими соединениями. В России и Германии успешно ведутся работы по созданию электрохимических генераторов, которые намечено применять в дополнение к основным установкам на отдельных дизель-электрических подводных лодках следующего поколения (начало XXI века). Швеция сосредоточила усилия на создании двигателя Стирлинга, а Франция - двухконтурной установки, где в первом контуре в качестве рабочего тела используется этанол, а во втором реализован пароводяной цикл с турбиной. Россия отдает предпочтение установке с топливными элементами, так как она имеет более высокий коэффициент полезного действия по сравнению с описанными выше, малошумная, легко регулируется по мощности и экологически чистая. Отсек с такой полностью автоматизированной энергетической установкой не требует присутствия в нем личного состава во время плавания ПЛ. Несмотря на это, такая установка и средства обеспечения пожаро - и взрывобезопасности должны перед серийным производством пройти всестороннюю проверку в ходе опытной эксплуатации. Следует учитывать, что эксплуатация ПЛ с анаэробными установками требует создания дорогостоящей береговой инфраструктуры, в которой должны предусматриваться объекты для производства реагентов и их перевода в криогенное состояние. Поэтому необходимость боевого использования неатомных подводных лодок с электрохимическими генераторами или другими типами анаэробных установок в каждом конкретном случае должна подтверждаться глубокими военно-экономическими обоснованиями. При проектировании общекорабельных систем и устройств наибольшего прогресса необходимо достигнуть в повышении возможностей по тушению пожаров и решению всего комплекса проблем по спасению личного состава. Это стало особенно актуальным после трагической гибели атомной ПЛ Комсомолец . Некоторые интересные и обнадеживающие результаты в поиске этих решений уже имеются. это направление, как никакое другое, требует объединения на международном уровне усилий конструкторов-подводников и других специалистов. Конечная цель - исключение случаев гибели подводников в мирное время. В XXI веке должна быть создано международная система спасения, использующая унифицированные, стандартные технологии. достижения в создании оружия и средств радиоэлектронного вооружения, главным образом по снижению их массогабаритных характеристик, позволят, наконец, реализовать идею создания различных типов надводных кораблей и подводных лодок на основе так называемых базовых моделей. Эта идея разработана еще в середине 70-х годов в ЦКБ МТ Рубин для атомных подводных лодок третьего поколения, но не была реализована в силу разных организационно-технических причин, одной из которых (может быть, и основной) было наличие в стране нескольких конструкторских бюро подводного кораблестроения со своими школами. В чем суть этой идеи? Известно, что каждое новое поколение подводных лодок разных классов укомплектовывается, как правило, одним и тем же оборудованием, за исключением главного оружия. Однако, к огорчению заводов-строителей и личного состава, эти ПЛ существенно отличаются друг от друга по компоновке, схемным решениям, конструкции отдельных узлов и размерам. Это следствие того, что индивидуальным ( вкусовым ) подходам и решениям был отдан приоритет перед такими очевидными научно обоснованными принципами создания подводных лодок, как максимальная унификация, технологичность, экономичность, облегчение подготовки экипажей, ремонта и утилизации. Процесс создания ПЛ на основе базовой модели, где все отсеки и оконечности будут одинаковыми, а отличия будут только в модуле главного оружия, требует большого искусства конструктора, особенно в поиске компромиссов между отдельными классами подводных лодок, при достижении заданных высоких кораблестроительных характеристик. Как показали выполненные проектные оценки и исследования, все эти проблемы могут быть решены на инженерном уровне. Очень сложно объяснить морякам, почему на лодках одного поколения турбинные или другие отсеки отличаются при фактически одинаковом оборудовании в них. Действующая методология проектирования подводных лодок должна быть ориентирована на позитивное решение данного вопроса. Я уверен, что подводные лодки XXI века в России должны создаваться только на основе базовой модели. Представляется, что многие средства вооружения, и не только ВМФ, будут также создаваться на основе базовых моделей. Это подтверждается технико-экономическим анализом, будет отвечать требованиям экономики страны и облегчит жизнь нашим оборонным структурам и флоту. Метод базовой модели создаст объективные условия, которые позволят существенно упростить всю инфраструктуру базирования ПЛ и сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта. Нам известно, что проблема создания подводных лодок на основе базовой модели активно обсуждается и специалистами США. Боевые подводные лодки нового века всех классов и назначений, как правило, должны не только иметь собственные высокоэффективные средства освещения подводной обстановки, но и обладать высокой скрытностью по всем физическим полям на уровне соответствующих фонов моря. Без решения этих задач, даже при наличии более умного и более скрытно действующего оружия, борьбу за первый залп и дуэль в целом не выиграть. Таков общий взгляд на подводные силы XXI века. В заключение можно сказать, что успехи нашей страны в области подводного кораблестроения не только должны быть закреплены, но и развиты, так как при создании ПЛ XXI века, безусловно, получат дальнейшее развитие научно-технические достижения, в которые Россия, как всегда, внесет достойную лепту. И все это будет способствовать не только укреплению Военно-Морского Флота, но и нашей страны в целом. |
Читайте: |
---|
Новости танкостроения:
![]() Очередная победа Украинских танкостроителейСовсем недавно мы на сайте активно обсуждали успехи украинских танкостроителей. И вот, новая победа. Украина заключила контракт на поставку в Эфиопию 200 т... |
![]() Лидером по экспорту танков становится РосиияНа данный момент Россия занимает первое место среди стран-экспортеров основных боевых танков. Данную информацию по сообщению агентства РИА-Новости привёл д... |
![]() General Dynamics поручили ремонт бронемашин StrykerКомандованием TACOM Армии США подписано три договора с компанией General Dynamics (Америка) об осуществлении ремонта и модернизации боевых бронемашин Stryker.... |