Главная - Танки - НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН (боевые сочлененные машины)

Двойные стандарты:

Компрессор двойного назначения GN

News image

Компрессор GN обеспечивает бесперебойную подачу и гарантированную чистоту азота вне зависимости от изменения рабочих условий. Бл...

Перспективы развития СВЧ-систем двойного назначения

News image

В ближайшее десятилетие элементы электронной компонентной базы СВЧ будут использоваться не только для военных, но и для гражданс...

Двойное назначение социально-информационных технологий: проблема этического императива

News image

XXI век – эпоха делегирования все большего объема управляющих функций социально-информационным технологиям (СИТ). СИТ – определе...

Авторизация





НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН (боевые сочлененные машины)
Современныя техника - Танки

необходимость перемен (боевые сочлененные машины)

Двадцатый век ознаменовался двумя крупнейшими в истории человечества войнами с огромными людскими и мате­риальными потерями. Прошедшие вой­ны кроме этого характеризовались кар­динальными изменениями в способах и методах ведения боевых действий и в во­енной технике.

Если в Первой мировой войне новин­кой явилось применение танков и само­летов, то во Второй мировой танки и авиация стали решающими видами ору­жия, определяющими исход сражений.

Боевые свойства танков (высокая подвижность, огневая мощь и защищен­ность от средств поражения противни­ка) во многом определяли характер, тем­пы и успех боевых операций. Так было во время блицкригов начальной фазы Второй мировой войны — победного ше­ствия немецких танков по Европе, это же наблюдалось и на заключительном ее этапе, когда советские танки, за считан­ные месяцы преодолев пол-Европы, за­вершили разгром немцев в Берлине.

В ходе войны танки непрерывно со­вершенствовались, улучшались их бое­вые качества, технология производства и восстановления. Одним из итогов Вто­рой мировой войны стало превращение СССР в великую танковую державу, об­ладающую наиболее мощными и боеспо­собными танковыми войсками.

За военные годы наша промышлен­ность дала фронту свыше 98000 танков и САУ, что почти в 3 раза превысило их про­изводство в Германии и ее странах-сател­литах. Не менее существенно, что за эти годы ремонтными заводами и силами тан­ковых частей было восстановлено и вве­дено в строй около 400 тыс. боевых еди­ниц бронетанковой техники. Последнее обстоятельство — быстрое восстановле­ние танков — не раз играло решающую роль в продолжительных боях. Как свиде­тельствует участник битвы под Курском кандидат военных наук В.М. Крят, од­ной из причин, побудивших немецкое ко­мандование выйти из крупнейшего танко­вого сражения Второй мировой войны — битвы под Прохоровкой, явилось быстрое восстановление на поле боя около двухсот советских танков, что резко изменило со­отношение сил в нашу пользу.

По совокупности боевых качеств со­ветский Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. Общие принципы, зало­женные в его конструкции, послужили основой для развития танков во многих странах в послевоенные годы.

Вместе с тем, как отмечает профес­сор А.С. Степанов, советским танкам принадлежит «лидерство» не только в боевой эффективности, но и по потерям. Как отмечено в его статье, «суммарные потери нашей армии в танках и САУ разных типов составили за годы войны 96,5 тыс. единиц. Соотношение наших и немецких потерь оказывается 2,27:1, т.е., несмотря на превосходство наших Т-34 и KB над немецкими танками, в пер­вые годы войны мы потеряли в два раза (слишним —ред.) больше машин...» При­чинами этого стали недостаток опыта боевого применения танков, большая сменяемость и недостаточная обученность танкистов и ряд других обстоя­тельств. Эти факторы, конечно, не ума­ляют роли наших бронетанковых войск в общей победе, но, несомненно, долж­ны были учитываться в дальнейшем.

В числе мер, предлагаемых А.С. Сте­пановым для минимизации потерь, ука­зывается изменение организационной структуры танковых частей, а также не­обходимость дальнейшего развития кон­струкции танков с целью повышения их огневой мощи, бронезащищенности, улучшения живучести.

В послевоенный период, и особенно в годы «холодной войны», во всем мире активно продолжались работы по совер­шенствованию конструкции танков. В Советском Союзе в разные годы были разработаны и приняты на вооружение танки Т-54, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, обла­дающие исключительными боевыми ха­рактеристиками. В силу этого отече­ственные танки широко экспортирова­лись в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки, Варшавского Договора, со­ставляя ныне больше половины танково­го парка мира.

За рубежом были созданы такие тан­ки, как «Леопард-1» и «Леопард-2» (Гер­мания), Ml «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания), «Меркава» (Из­раиль) и др.

В работе над современными танками конструкторы в основном опирались на опыт прошлой войны, при этом недо­статочно учитывая достижения в других видах оружия и опыт современных так называемых «локальных» войн. Это при­вело к известному кризису и застою в дальнейшем развитии танков начиная с 1990-х гг.

Внешними проявлениями кризиса можно считать резкое сокращение вы­пуска танков (в десятки раз), свертыва­ние научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ, уменьшение численности танков в войсках, а следо­вательно, и снижение потребности в

производстве танков.

Причинами кризиса явилась разряд­ка международной обстановки, спад на­пряженности между великими держава­ми, а также, не в последнюю очередь, итоги локальных войн последних 50 лет. Эти войны (арабо-израильские войны, ирано-иракские конфликты, войны в Ираке и др.), характеризовавшиеся мас­сированным использованием бронетан­ковой техники, широким применением авиации, а также новейших противотан­ковых средств, поступивших на воору­жение сухопутных войск, выявили ряд недостатков современных танков, значи­тельно снизивших боевую эффектив­ность их применения в современной войне. Эти недостатки привели к резко­му увеличению потерь и в ряде случаев заставили отказаться от массового ис­пользования танков в боевых действиях.

В военных кругах некоторых стран возникло мнение о бесперспективности применения танков как основной удар­ной силы сухопутных войск. Так, в сере­дине 1970-х гг. американцами был отснят и широко растиражирован учебный фильм с условным названием «Вертоле­ты против танков», в котором убедитель­но показывались преимущества приме­нения вертолетов для борьбы с танками противника. На основании опыта учений авторами фильма делалось заключение о превосходстве в боевой эффективно­сти вертолетов в сравнении с танками в соотношении 14:1. Опыт успешного ис­пользования вертолетов в арабо-израильской войне 1973—1975 гг. подтверж­дал этот вывод.

Слабая защищенность танков при атаках с воздуха, большие потери в бро­нетанковой технике при действиях в на­селенных пунктах (в частности, в Чечен­ской кампании 1994—1995 гг.) вызвали необходимость в пересмотре взглядов на требования к современному танку.

В 1998 г. военно-технический коми­тет ГШ МО предложил военно-научно­му обществу при ЦДСА разработать но­вую концепцию перспективного танка, соответствующую современным услови­ям ведения боевых действий. К ее раз­работке была привлечена военно-техни­ческая секция ВНО, включавшая в себя большую группу ученых, в подавляющем большинстве участников ВОВ, имеющих большой опыт службы в танковых час­тях и работы на производстве.

В процессе выполнения НИР был проведен анализ соответствия характе­ристик существующих моделей танков современным условиям их применения и сделан вывод о необходимости ос­новательного пересмотра конструкции перспективного танка с целью повыше­ния его боевой эффективности. Анализ, в частности, показал, что современным моноблочным танкам свойствен целый ряд органических недостатков, без уст­ранения которых невозможно каче­ственное улучшение боевых свойств бу­дущих боевых машин.

К таким недостат­кам относятся:
- недостаточная защищенность от на­падения с воздуха;
- невысокая живучесть танков при прямом попадании кумулятивных бое­припасов;
- неудовлетворительная обитаемость внутреннего объема (загазованность, тес­нота, высокий уровень акустического шума), снижающая эффективность дей­ствий экипажа в бою;
- ограниченность объема доступной экипажу танка информации о боевой об­становке, местности и противнике, отри­цательно влияющая на боевую эффек­тивность;
- несоответствие требованиям аэро­мобильности из-за значительной массы танка и др.

Выход из создавшегося тупикового положения видится в отказе от господ­ствующей сейчас моноблочной схемы построения танка и переходе к секцион­ному или сочлененному принципу.
Идея применения сочлененных кон­струкций в подвижных объектах доста­точно широко распространена в техни­ке для повышения надежности и живу­чести машин (устройств). В частности, она используется в космической техни­ке (орбитальные станции), в судострое­нии (контейнеровозы), в автомобилест­роении (сочлененные транспортеры). Служат сочлененные машины и для во­енных целей.
В России конструкция сочлененного танка была впервые описана известным изобретателем Р.Н. Улановым на страни­цах журнала «Техника и вооружение» №9/1999 г. в статье «Возможные пути повышения боевых качеств танка». Предложенная боевая машина состоит из двух секций (рис.1). Первая и вторая секции соединены между собой посред­ством стыковочного устройства, выпол­ненного в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него ком­муникаций, органов управления, прохо­да членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция включает башню с воо­ружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управ­ления силовой установкой, огнем и свя­зью, а вторая — механизированную боеукладку, силовую установку и топлив­ные баки.
Как следует из материалов статьи, по­добная конструкция танка позволяет на­растить боекомплект в 3 раза, повысить запас хода, мощность силовой установ­ки, улучшить рельефную проходимость, повысить живучесть ходовой части и всей машины в целом и обеспечивает целый ряд новых возможностей, увели­чивающих маневренность танка.
В начале 1999 г. Р.Н. Улановым вмес­те с коллективом членов ВНО (в состав которого входят и два автора статьи) была изготовлена и испытана действующая мо­дель сочлененного гусеничного шасси в 1/7 натуральной величины. Испытания подтвердили высокие ходовые качества подобной конструкции, увеличение ма­невренности, живучести ходовой части. По результатам испытаний был сделан общий вывод о перспективности сочле­ненной конструкции в качестве базы для прототипа танка будущего.
Вместе с тем стала очевидной с целью преодоления имеющихся недостатков современных танков необходимость дальнейшей работы по развитию сочле­ненной схемы: увеличению защищенно­сти от нападения с воздуха, повышению живучести танка в целом, снижению массы танка за счет применения компо­зиционных материалов, увеличению ин­формативности.
В ходе выполнения специальной ис­следовательской работы был предложен целый ряд решений, сформулированных коллективом авторов (Уланов Р.Н., Теплов А.Г., Старостин М.М., Хомич В.И.) в изобретении «Боевая сочлененная машина». Проект перспективного сочле­ненного двухзвенного танка представ­лен на рис.2.
Особо следует подчеркнуть, что сек­ции танка выполнены с возможностью автоматического рассоединения и авто­номного функционирования. Первая секция несет башню с вооружением, ис­точники электрической энергии, элект­ропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая сек­ция снабжена зенитным ракетным ком­плексом, включающим опорно-пусковое устройство, радиолокационную систе­му, систему управления автономным движением секции и силовой установ­кой, также в корпусе второй секции раз­мещены еще одна силовая установка, бо­екомплект и топливные баки.
Введение в комплект вооружения ма­шины зенитного ракетного комплекса, позволяющего бороться с самолетами и вертолетами противника, и создание предпосылок к раздельному использова­нию секций способствует повышению живучести машины в целом.
В первоначальном варианте сочле­ненной машины предполагалось ее бое­вое использование как единого целого. Предложенный вариант обеспечивает как совместное (на марше, в ходе боевой учебы, при перевозках), так и раздельное использование обеих секций: на поле боя, в атаке, встречном бою, при пресле­довании противника и т.д. В этих видах боевых действий наиболее велика веро­ятность невосполнимых потерь, и вывод из-под огня наиболее уязвимой второй секции повышает общую живучесть со­члененного танка.
Раздельное использование двух сек­ций несет в себе возможность примене­ния первой (боевой) секции вообще без экипажа, что сведет к нулю потери сре­ди личного состава. В этом случае зада­чи управления движением секции, веде­ния огня, преодоления препятствий ре­шаются дистанционно и осуществляют­ся из второй секции, где располагаются командир машины и другие члены эки­пажа. Дистанционное управление дви­жущимися объектами нашло широкое применение в космической технике (лу­ноходы, марсоход и др.), при подводных работах (обследование «Титаника»), при проведении работ в чрезвычайных ситу­ациях, например при повышенной ради­ации, обезвреживании взрывоопасных предметов и т.д.
При этом могут быть использованы различные способы связи: радиоканалы, лазерный канал, волоконно-оптический и др. Накопленный опыт дистанционно­го управления подвижными объектами позволяет считать эту задачу практичес­ки решенной и готовой для массового внедрения.
Автономные действия секций предпо­лагают наличие в них автономных энерго­установок, работающих независимо друг от друга. Если во второй секции установ­лена традиционная для наших танков энергоустановка — дизельный двигатель, то в первой секции планируется исполь­зовать электрические источники энергии. Современная техника предлагает широ­кий ассортимент подобных устройств: ак­кумуляторные батареи, суперконденса­торные батареи, топливные химические элементы и т.п., причем в этой области энергетики наблюдается явный прогресс: появляются источники с более высокими эксплуатационными качествами.
Внедрение источников электроэнер­гии в танке позволяет решить еще одну проблему — уменьшить вероятность по­ражения танка ракетами, снабженными тепловыми головками самонаведения. Действительно, в первой секции, обору­дованной подобными электрическими устройствами, отсутствуют источники теплового излучения, на которое ориен­тированы головки самонаведения ракет, входящих в состав вооружения совре­менной авиации.
Электрическая энергоустановка значительно улучшает условия работы экипажа танка (резко снижается уро­вень шума, улучшается качество газо­вой среды, уменьшаются затраты мус­кульной энергии, необходимой для уп­равления танком). Электрическая трансмиссия, используемая в предлага­емой секции, имеет меньшие размеры, более высокий коэффициент полезно­го действия, она проста в обслуживании и обеспечивает лучшую динамику пере­ходных процессов.
Наиболее критичным свойством со­временных источников электрической энергии является ограниченность энерго­ресурса, определяющая запас хода танка, время его автономной работы.
Кстати говоря, эта же проблема яв­ляется ключевой и во внедрении элект­ромобилей в массовое производство:
над ней работают практически все ве­дущие автомобилестроительные фирмы Японии, США, Германии, Китая, при этом доля электромобилей в мировом автомобильном парке неуклонно увели­чивается. Как известно, электромобили появились практически одновременно с автомобилями, использующими двига­тели внутреннего сгорания. Так, в на­шей стране первый электромобиль был построен инженером П.И. Романовым в 1898 г., намного раньше первых серий­ных автомобилей российского произ­водства.

1 —первая секция; 2 — вторая секция; 3 — стыковочное устройство; 4 — башня

На многих современных электромо­билях используются свинцовые кислот­ные аккумуляторные батареи (СКА), в основном по экономическим сообра­жениям. К недостаткам СКА относятся высокая масса (25—30 Вт/кг), ограни­ченный ресурс (2—3 года), значительный объем, который они занимают, неполное использование (50%) их энергоемкости. Существенно лучшие показатели обес­печивают суперконденсаторные бата­реи, главным достоинством которых на­ряду с меньшими массообъемными по­казателями и гораздо большим сроком службы является быстрый заряд (10— 20 мин), что позволяет их заряжать без снятия из модуля.
Однако наибольшие перспективы в отношении массового внедрения имеют так называемые электрохимические ге­нераторы (ЭХГ), использующие для по­лучения электроэнергии химическую энергию реакции «медленного» соеди­нения водорода с кислородом воздуха в определенных условиях и в присутствии специально подобранных катализато­ров. Главное достоинство ЭХГ — высо­кий КПД преобразования химической энергии в электрическую, составляю­щий около 65%. Работа ЭХГ характери­зуется также отсутствием вредных выб­росов, бесшумностью и практически не ограниченным сроком службы. Кроме того, как известно, запасы водорода (ис­точника химической энергии) неисчер­паемы и, таким образом, работа ЭХГ практически обеспечена топливом в лю­бой точке нашей планеты.

/—автоматизированная авиационная пушка; 2—бронированная башенка; 3 — перископ; 4 — люк боевого отделения; 5 — люк стыковочного устройства; 6 — люк механика-водителя; 7 — спаренный с пушкой пулемет; 8 — люк антенны; 9 — снарядный отсек; 10 — выдвижной перископ боевого отделения; 11 — суперконденсаторная батарея; 12 — электрогенератор; 13 — бортовые радиолокационные антенны; 14 — силовая установка; /5 — фильтр-нейтрализатор выхлопных газов; /6 — радиолокационная станция; / 7 - экран радиолокационной станции; 18 — вращающееся сиденье оператора; 19—оператор зенитного ракетного комплекса; 20 — устройство подъема; 21 — ЗУР; 22 — пусковая установка.

Масса и размеры источников элект­рического тока зависят от длительности автономной работы боевого модуля, а также от его собственной массы. Пред­варительные расчеты показывают, что при полной массе модуля 25—30 т и за­пасе хода 50—60 км требуемая масса энер­гоисточников составит при наличии СКА 4—5 т, суперконденсаторных батарей — 2—3 т и ЭХГ и буферной батареи — 1т, что вполне приемлемо с точки зрения войсковой эксплуатации модуля. Приве­денные цифры могут изменяться в зави­симости от характера боевых действий, прогресса в совершенствовании источ­ников тока, параметров и устройства трансмиссии.
Одним из принципиальных вопросов проведенной работы «Концепция перс­пективного танка» является целесооб­разность и жизненная необходимость оснащения его собственным (бортовым) зенитным ракетным комплексом (ЗРК). ЗРК может быть размещен в боевом от­делении второго модуля, вместо автома­та заряжания, которым оснащаются тан­ки Т-72 и Т-80. Такой комплекс может включать пусковую установку с ЗУР типа «Игла-1» или «Стрела-2». В поход­ном положении ракеты находятся в кор­пусе модуля, а само отделение сверху закрыто броневым люком со встроен­ным в него перископом визуального на­блюдения за воздушной обстановкой. В боевом положении люк сдвигается и в круговой проем верхней части корпуса (в котором ранее располагалась башня) выдвигается пусковая установка с раке­тами, устанавливаемыми в боевое поло­жение. Оператор ЗРК ведет наблюдение за воздушным противником и в случае его появления открывает огонь на пора­жение (рис.3).
Вторая секция может быть выполне­на на основе корпуса серийного танка, на­пример Т-72. В передней части корпуса имеется бронированная башенка 2, в которой размещается механик-води­тель, автоматическая авиационная 30-мм пушка 1, например 2А72, спарен­ный с ней пулемет, органы управления си­ловой установкой боевой сочлененной машины, а также приборы наблюдения за обстановкой (при автономном перемеще­нии второй секции).
ЗРК может снабжаться несколькими зенитными ракетами. Пусковая установ­ка может выполняться универсальной и также использоваться для пуска ПТУР по наземным целям.
Для обнаружения воздушных целей в условиях плохой видимости в помощь оператору в боевом отделении имеется радиолокационная станция (РЛС), на эк­ран которой выводится текущая обста­новка. Антенны РЛС устанавливаются по бокам верхней поверхности корпуса в специальных углублениях за радиопроз­рачными кожухами.
Особенностью силовой установки яв­ляется использование типового двигате­ля (дизеля), дополненного специальным приводом генератора, вырабатывающего энергию для зарядки источников тока первого модуля. Этот же генератор так­же обеспечивает движение боевого моду­ля в сочлененном положении.

Разумеется, в небольшой журнальной публикации нельзя достаточно подробно описать устройство, тактико-технические характеристики и особенности примене­ния перспективной боевой сочлененной машины. В то же время можно с уверен­ностью сказать, что разработанная боевая сочлененная машина имеет следующие преимущества:
- повышены живучесть машины и за­щищенность членов экипажа;
- увеличен уровень информативности экипажа об обстановке на поле боя;
- улучшена экологическая безопас­ность и др.

Стоит сказать и о том, что все эти и ряд других положительных качеств могут быть достигнуты с использованием зна­ чительного числа уже имеющихся узлов и агрегатов. Конструкция машины полно­стью вписывается в существующую тех­нологию заводов, выпускающих и ремон­тирующих танки.

Заключение Авторы статьи отчетливо представля­ют серьезность поднятой проблемы. В связи с этим они приглашают заинте­ресованных лиц, и прежде всего танкис­тов, принять участие в обсуждении круга затронутых вопросов. Со своей стороны авторы планируют в последующих стать­ях дать более подробное описание свое­го видения будущего сочлененного танка, его основных узлов, систем и механиз­мов, стараясь максимально учесть дости­жения отечественной оборонной про­мышленности, других родов войск и ви­дов вооруженных сил. Только таким об­разом, синтезируя достижения военной техники, электроники и информатики, можно найти разумный выход из создав­шегося кризиса и застоя производства танков, свертывания научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских ра­бот, уменьшения численности танков в войсках, а следовательно, и потребности в производстве танков вообще.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Танк М41

Новым американским легким танком является танк М41, принятый на вооружение в начале 90-х годов. Его боевой вес около 23 т. Этот танк вооружен 76,2-мм пушкой, ...

News image

Современные зарубежные танки

Для послевоенного танкостроения капиталистических стран характерно стремление повышать огневую мощь танков, оснащать их приборами и механизмами, способствующи...

News image

Леопард 2NG – модернизация танков по-турецки

Совсем недавно я публиковал у нас на сайте статью посвящённую танку Леопард Революшен (Revolution). А точнее программе модернизации предложенной фирмой Рейнме...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Облачная разведка

Американские аналитики из военной разведки не прекращают многолетний поиск подходящего инструментария для поиска объектов, событий и взаим...

News image

Железных бойцов обучат нежному общению

Способность наземных роботов к преодолению препятствий повышенной сложности и бережное обращение с объектами наподобие бомб будет повышена...

News image

Робот с программной аномалией атаковал Вашингтон

Представители военно-промышленных кругов США клянутся, что аварийная потеря связи с военно-морским беспилотным вертолетом MQ-8B Fire Scout...

News image

DARPA разрабатывает искусственный мозг

К созданию искусственного мозга в рамках проекта Systems of Neuromorphic Adaptive Plastic Scalable Electronics (SyNAPSE) военного агентств...

News image

IBM крепит натовские облака

Натовский ЦОД, обслуживающий 28 членов альянса, будет модернизирован корпорацией IBM. Командование стратегических исследований НАТО намере...

News image

Ормузский пролив под контролем роботов

НАТО развивает технологии подводной электронной разведки. Вследствие напряженной ситуации во многих регионах Земли растет вероятность испо...