Главная - Танки - ТАНКИ В XX ВЕКЕ

Двойные стандарты:

Письмо о двойном назначении

News image

Эта страница для тех, кому необходимо оформить письмо о двойном назначении. Мы рекомендуем для экономии времени сразу обратиться...

Продукт двойного назначения

News image

В 2010 году НК Казахстан инжиниринг выделила на закуп услуг у сторонней организации более миллиона долларов США на капитальный...

Компрессор двойного назначения GN

News image

Компрессор GN обеспечивает бесперебойную подачу и гарантированную чистоту азота вне зависимости от изменения рабочих условий. Бл...

Авторизация





ТАНКИ В XX ВЕКЕ
Современныя техника - Танки

танки в xx веке

-Так уж случилось, что лидирующие позиции нашей страны в области танкостроения за последние 10 лет утрачены. По свидетельствам экспертов, отставание от западного танкостроения за последнее время по ряду параметров приняло угрожающий характер. Что предпринимает руководство ГАБТУ по сокращению наметившегося разрыва?

- Я бы не ставил так вопрос. Мы имеем отставание не в области танкостроения, а в оснащении нашей армии современными танками типов Т-80У и Т-90. Эти машины по своим боевым качествам не только не уступают, а по некоторым параметрам превосходят иностранные аналоги, что неоднократно подтверждалось при проведении тендеров и презентаций. Например, Т-80У участвовал в тендере в Греции в числе шести танков других ведущих танкопроизводящих стран, где продемонстрировал по многим позициям свое превосходство над образцами, разработанными на 7-12 лет позже. Т-90 в тяжелых условиях испытаний в Индии и в Малайзии также показал свои высокие технические качества. Отечественные танки имеют ряд преимуществ: низкий силуэт и меньшую массу, наличие управляемого вооружения, автомат заряжания, простоту в освоении и надежность в эксплуатации. Конечно, финансирование НИОКР в 90-е годы существенно сократилось, что и привело к известным негативным последствиям, в частности, к приостановке работ, переносу сроков, снижению качества, оттоку кадров. В настоящее время ГАБТУ подготовлена комплексная программа мероприятий, которая устанавливает приоритеты в развитии образцов бронетанковых вооружения и техники (БТВТ), порядок выполнения важнейших НИОКР по созданию новых машин, модернизации существующего парка. Данная программа увязана с военной доктриной, задачами по реформированию армии и возможностями промышленности. Реализация намеченного при достаточном финансировании позволит поднять уровень отечественного танкостроения на новый качественный уровень.

- Вес основных боевых танков ведущих западных держав зачастую составляет 60 и более тонн. Наши ОБТ, как правило, легче на 15 тонн. Естественно, их уровень защиты объективно не может быть выше. Оправданны ли принятые у нас жесткие массо-габаритные ограничения?

- Уровень защищенности танка в настоящее время определяется структурой защитных устройств, и величина массы не является ведущим показателем. Нужно стремиться к оптимальному соотношению всех боевых свойств машины. В качестве примера можно привести советский средний танк Т-34, который был признан лучшим танком Второй мировой войны. Кроме того, современный характер ведения боевых действий предъявляет высокие требования по мобильности и к ОБТ, и к другим образцам бронетанкового вооружения. При их проектировании необходимо учитывать возможности инженерно-технических средств, железнодорожного, воздушного и морского транспорта, особенности природно-климатических условий, которые и предъявляют жесткие ограничения по массе и габаритам.

- В 1960 году Никита Хрущев запретил проектировать тяжелые танки. Однако советские перспективные образцы разработки 50-х годов имели боевую массу 55-60 тонн, 130-мм нарезную пушку, двигатель мощностью свыше 1000 л.с. и максимальную скорость 50-55 км/ч. Таким образом, их можно рассматривать как вполне современные ОБТ, но созданные 40 лет назад. Решение Хрущева - стратегическая ошибка для отечественного танкостроения?

- Вы имеете в виду танк ИС-7, а также опытные объекты 277, 278 разработки конструкторского бюро ленинградского Кировского завода. Кстати, в апреле этого года Кировскому заводу исполнилось 200 лет. Так вот, идея создания ОБТ вместо тяжелых и средних танков возобладала в наших КБ в конце 50-х годов. По решению Министерства обороны в 1964 году было прекращено производство тяжелых машин. К тому времени имелись такие новации, которые позволили создать танк, аналогичный по массе среднему и соответствующий тяжелому по огневой мощи и защите. Бурное развитие научно-технического прогресса обусловило изменения в концепции танкостроения. Появилось многослойное бронирование. Автомат заряжания сократил экипаж на 1 человека (теперь заряжающий не нужен). Не забудьте также гладкоствольную пушку, высокофорсированный многотопливный двигатель, транспортный газотурбинный двигатель. Первым танком этой концепции стал Т-64 - детище конструкторского бюро под руководством Александра Морозова - машина 4-го поколения. Вслед за ней идут Т-72, Т-80 и их модификации. Танки 4-го поколения характеризуют качественный скачок в отечественном танкостроении, и их никак нельзя рассматривать в качестве аналогов тяжелых машин, разработанных в 50-х годах. Параметры по массе, калибру пушки и мощности двигателя еще не являются показателями, характеризующими защиту, огневую мощь и подвижность танка в целом.

- Ряд экспертов считают, что в ближайшее время будет осуществлен переход на более мощные танковые пушки, поскольку совершенствование боеприпасов в рамках калибра 120-125 мм скоро достигнет предела. За рубежом в качестве одного из вероятных вариантов рассматривается 140-мм танковая пушечная система ATACS (Advanced Tank Cannon System), состоящая из гладкоствольного орудия ХМ291, автомата заряжания ХМ91 и новых боеприпасов. Ее конструкция, отмечают специалисты, достаточно удачна. А как дело обстоит с нашей пушкой?

- Заметьте, в своем развитии зарубежное танкостроение переходит к компоновке, схожей с компоновкой наших отечественных машин, внедряется автомат заряжания, до трех человек сокращается экипаж, танковые пушки - гладкоствольные. По нашему мнению, орудия калибра 125 мм в настоящее время не исчерпали всех своих возможностей. Бронепробиваемость снарядов зависит не только от калибра, но и от отработки самого боеприпаса. В этой связи идет поиск новых технических решений и новых технологий по повышению баллистических характеристик и энергоемкости пушек отечественных танков. Предусмотрены конкретные шаги, направленные на повышение могущества танкового вооружения. Все это будет реализовано в модернизации танков Т-72, Т-80, Т-90, поскольку мы уже имеем обнадеживающие результаты.

- С середины 1988 года в США выпускаются модернизированные танки М1А1 Абрамс , броневая защита которых усилена за счет использования в ней обедненного урана. Это значительно повышает защищенность боевых машин. Например, во время войны в Персидском заливе ни один из попавших в лобовую часть танков М1А1 боеприпасов различного калибра и типа броню не пробил. А как решается эта проблема у нас?

- Повышение защищенности отечественных танков ведется и будет вестись за счет совершенствования комбинированной брони, применения новых материалов, в том числе неметаллических, модульного построения защитных устройств. Одно из перспективных направлений здесь - использование комплексов активной защиты, которая выводит параметры живучести бронированных машин на качественно новый уровень. Причем комплексы активной защиты могут с успехом оберегать не только танки, но и другие образцы БТВТ. О приобретении таких комплексов для установки на свои современные ОБТ к России неоднократно обращались такие страны, как США, Франция, Германия и другие.

- Как известно, управление частями и подразделениями в условиях сложной обстановки представляет собой довольно трудную задачу. В этой связи важное значение приобретает оснащение БТВТ специальными информационно-управляющими системами. Такая система, в частности, реализована на французском танке Леклерк . Какие результаты достигнуты нами в данной области?

- Сейчас наряду с традиционными боевыми свойствами БТВТ - огневой мощью, подвижностью и защищенностью - на первый план выдвигается необходимость развития и командной управляемости. В составе образцов бронетехники необходимо иметь информационно-управляющие системы, позволяющие осуществить интеграцию боевых машин с АСУ подразделений тактического звена. Научно-технический задел в этом направлении был получен еще в конце 70-х - начале 80-х годов. К сожалению, приходится констатировать отставание в практической реализации таких схем на отечественных танках. Однако в последнее время в этом направлении уже достигнуты определенные результаты. Элементы информационно-управляющих систем внедряются в модернизируемые Т-80У, Т-72, БМП-3, БМД-3, на БТР Росток , базовые шасси образцов легкой категории по массе. Значительные успехи есть в отработке информационно-управляющей системы движением (БМП-3, БТР Росток ), обеспечившей не только автоматизацию процессов управления собственно перемещением бронемашин, но и обучение экипажей, техническую диагностику. В Главном автобронетанковом управлении готова Концепция создания и развития информационно-управляющих систем, образцов БТВТ и ВАТ . Ее реализация, несомненно, позволит обеспечить качественный рост боевых возможностей образцов БТВТ.

- Степень унификации бронетехники у нас до недавнего времени была, наверное, наименьшей в мире. Одних типов опорных катков насчитывалось, кажется, 18. Что делается для исправления положения?

- С ростом числа задач по применению образцов БТВТ расширилась и их номенклатура. Сегодня в войсках эксплуатируются машины различных поколений и сроков службы, отличающиеся конструктивным исполнением и имеющие низкий уровень унификации. Проведенный анализ показал, что наибольший эффект от унификации может быть получен при формировании типоразмерных рядов составных частей образцов. Объектами унификации являются силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и другое оборудование машины. Ныне создаются типовые унифицированные шасси для разработки семейства боевых и вспомогательных машин как средней, так и легкой категории по массе. Унифицированные составные части будут также использоваться и при модернизации серийных образцов БТВТ. Реализация этих требований позволит в значительной степени унифицировать парк БТВТ, снизить относительные объемы финансирования, укрепить научно-техническую и производственную базу и сократить время на разработку новых образцов БТВТ.

- Как известно, 120-мм миномет - одно из эффективных средств поддержки пехоты, однако он тяжеловат, а его средство мехтяги - автомобиль ГАЗ-66 - на войне не выдерживает никакой критики. Насколько известно, кустарные попытки установки этого миномета на МТ-ЛБ заканчивались неудачей - мощная отдача выбивала днище транспортера. Есть ли планы установки 120-мм миномета на бронебазу?

- Установка 120-мм миномета на бронированное шасси была осуществлена более 10 лет назад. В 1981 году впервые в мировой практике появилась уникальная артиллерийская система 2С9, которая воплотила в себе свойства миномета и пушки. Она получила название Нона-С . Затем освоили производство 120-мм самоходного орудия 2С9-1 для воздушно-десантных войск. Для самоходного орудия 2С9 и 2С9-1 применено шасси бронированного плавающего гусеничного транспортера БТР-Д, приспособленного к десантированию парашютным способом. Кроме того, на вооружении находится 120-мм самоходное орудие 2С11 Нона-СВК на базе БТР-80. В начале 90-х годов разработано 120-мм самоходное артиллерийское орудие Вена на базе узлов и агрегатов БМП-3. Стрельба из этих орудий может вестись как минами, так и снарядами. Таким образом, установка 120-мм минометов на бронированное шасси технически реализована уже давно. Вместе с тем нехватка таких образцов в войсках обусловлена недостаточным финансированием государственного оборонного заказа.

- Чем вы объясните тот факт, что на большинстве западных танков в башне командир танка и наводчик располагаются справа от орудия, а заряжающий - слева. В наших танках - наоборот. Этому существует какое-нибудь научное объяснение?

- Размещение заряжающего справа от пушки в нашей стране сложилось исторически и связано с левосторонним размещением наводчика орудия. Все это происходило еще в 20-е годы прошлого столетия. Тогда первые пушки на танках были с плечевым упором, а большинство людей при стрельбе упирают оружие в правое плечо. Поэтому прицельное устройство находилось либо сверху, что мешало наведению по вертикали, либо слева от орудия. С появлением механических приводов наведения танковых пушек появилась возможность сместить наводчика от оси канала ствола. Сместили влево, туда, где стоял прицел. Чтобы не мешать наводчику в ограниченном пространстве боевого отделения и не стеснять движений заряжающего, его разместили справа от пушки. В то же время в танках устанавливались пушки, разработанные на базе орудий полевой артиллерии, которые имели выход клинового затвора для обслуживания в правую сторону (место, где размещается заряжающий). В современных отечественных танках с автоматом заряжания заряжающий как член экипажа исключен.

- В настоящее время как в зарубежных, так и в российских специализированных изданиях большое внимание уделяется вопросу - каким быть танку третьего тысячелетия? Вы не могли бы хотя бы коротко остановиться на этом вопросе?

- Основные танки в XX веке решали боевые задачи, начиная с непосредственной поддержки пехоты до оперативно-тактического и оперативно-стратегического масштаба в составе танковых группировок. Технический облик российского ОБТ XXI века в основном совпадает с концепцией машины будущего основных танкопроизводящих стран и будет определяться развитием современных информационных и электронных технологий, а также боевыми задачами, которые должны решать общевойсковые формирования. Очевидно, танк должен составлять основу интегрированного семейства бронированных машин - как боевых, так и вспомогательных на типовых унифицированных шасси, которые при средней категории по массе обязаны быть однородными по подвижности, защите, чтобы иметь возможность взаимодействовать на поле боя в одном боевом порядке. Вероятно, у танка будет нетрадиционная компоновочная схема и высокий искусственный интеллект. Параметры подвижности, защиты и огневой мощи определят те задачи, которые поставят перед подразделениями тактического звена. Причем отличительным качеством танка станет высокая степень универсальности, позволяющая решить боевые задачи во всех видах боевых действий и взаимодействовать с другими боевыми средствами. Взаимодействие получит качественно новую - автоматизированную основу, будет осуществляться в едином информационном пространстве с использованием помехоустойчивых систем связи, навигации, опознавания, управления огнем и движением. Дальнейший технический прогресс расширит возможности танков, обеспечит им необходимую живучесть, позволит успешно решать боевые задачи, несмотря на развитие обширного арсенала различных противотанковых средств.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Что нам стоит БМП построить

Для начала остановлюсь на вопросе – зачем всё это нужно? Не проще ли просто переплавить старый танк и сделать новый, современный. Может быть, лет 15 назад так...

News image

Особенности установки вооружения танка М47

Особенности установки вооружения танка М47 — наличие прицела-дальномера и электрогидравлическая система управления механизмами наведения. Механизм вертикально...

News image

Французский 50-тонный тяжелый танк

Французский 50-тонный тяжелый танк, по сообщениям иностранной печати, вооружен 100-мм пушкой. Его литому корпусу придана форма, напоминающая форму советско...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Планы развития ИТ-архитектуры армейской разведки

Армия США готовится к эксплуатации третьей версии архитектуры DCGS-A, предоставляющей командирам батальонов и разведчикам доступ ко всевоз...

News image

Ядерные программные баги

В случае ядерной войны наземные станции дальней связи могут быть разрушены, и в таком случае президент, укрывшись на специализированном са...

News image

Когда подводные лодки станут самостоятельными

Постепенное повышение автономности субмарин — необходимое условие развития австралийского подводного флота, заявил Кристофер Норвуд на лон...

News image

Робот с программной аномалией атаковал Вашингтон

Представители военно-промышленных кругов США клянутся, что аварийная потеря связи с военно-морским беспилотным вертолетом MQ-8B Fire Scout...

News image

Лезвия на беспилотниках и субмаринах

Лезвийные системы эксплуатируются в американской армии достаточно давно. Однако высокая потребность в оперативной обработке быстро растущи...

News image

IARPA изучит русские метафоры

Детальным изучением культурных различий между людьми займется разведывательное агентство США IARPA, специализирующееся на инновационных ин...