Двойные стандарты:
Производства двойного назначения![]() Защита Родины — священный долг, а военный бюджет есть бездонная бочка. Однако продукция двойного назначения — золотое дно. Но гд... |
Volvo XC70. Двойное назначение![]() Volvo XC 70 представляет собой некий гибрид. С одной стороны, он готов трудиться на бескрайних полях Нечерноземья, а с другой, п... |
Спецтехника двойного назначения: требования ужесточаются![]() До недавнего времени применение зарубежных компонентов на образцах российской техники двойного назначения было запрещено. Однако... |
Авторизация
Танки: взгляд на проблему |
Современныя техника - Танки |
Военно-политическая обстановка в конце XX и начале XXI века складывается под воздействием сложного процесса политического и экономического переустройства мира с элементами военно-силового давления на некоторые страны. Она характеризуется динамичностью, крайней нестабильностью, возникающей в различных частях земного шара, сохранением напряжённости, периодическим обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций. При этом возрастает угроза национальным интересам стран, непосредственно граничащих со странами с кризисными ситуациями. Следует подчеркнуть, что военно-политическая обстановка на перспективу будет характеризоваться сохранением и расширением потенциально кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышением в нём уровня региональной конфликтности на экономической, этнической, территориальной, конфессиональной и иной основах. Многие из этих стран имеют непосредственно границу с Россией или связанны с ней политическими и экономическими соглашениями. Быстрое экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии (прежде всего Китая и Японии) стимулирует стремление этих стран решить свои демографические проблемы за счёт территории России. В настоящее время эта проблема первоначально решается в скрытом виде путём освоения Дальнего Востока китайцами. Возникшая там впоследствии пятая колона будет способствовать притязаниям Китая на Дальний Восток, а в дальнейшем и на Сибирь. Общий прогноз развития военно-политической обстановки в мире свидетельствует о сохранении высокой вероятности возникновения локальных вооружённых конфликтов у границ России. Втягивание Вооружённых Сил РФ представляется возможным как непосредственно для отражения агрессии, так и косвенно в рамках принятых на себя международных обязательств. России могут быть навязаны войны на южных и восточных ТВД, где главная ставка потенциальным противником будет сделана на массированное применение сухопутных войск. В характере возможных войн и вооружённых конфликтов, в обозримой перспективе, следует ожидать значительных изменений. Военные действия в будущих войнах будут вестись по законам и правилам той стороны, которая в наибольшей степени подготовлена к реализации на практике самых передовых достижений в военной и технологической областях. Однако контуры вооружённой борьбы будущего ещё достаточно чётко не определились. На такой неопределённости характера будущих войн и конфликтов в научных изданиях ведётся дискуссия о роли танков в перспективе. При этом высказываются взаимоисключающие мнения. Однако следует учитывать, что танковые формирования составляют сегодня основу большинства региональных группировок сухопутных войск. Они являются основой мобильных сил наиболее развитых государств. Боевые гусеничные и колесные машины признаны главными боевыми средствами сухопутных войск, но лидером этой группы является танк. Доля танковых соединений в армиях наиболее развитых стран составляет от 40-50 процентов (США, ФРГ) до 70 процентов (Великобритания) числа общевойсковых соединений. Учитывая это, в военных зарубежных изданиях много внимания уделяется обсуждению будущего бронетанковых войск, их роли и места в военных конфликтах. В Советском Союзе сложились три центра танкостроения - Харьков, Ленинград и Нижний Тагил. Каждое конструкторское бюро создавало на протяжении длительного времени посвоему, уникальные танки. Не секрет, что уникальность танков в первую очередь была достигнута за счёт внутренней внешне не наблюдаемой здоровой конкуренции конструкторских бюро, стремившихся наиболее полно реализовать свой интеллектуальный потенциал. Такая здоровая конкуренция в течение длительного времени позволяла Советскому Союзу занимать лидирующее положение в области танкостроения. Однако, сам факт, что в СССР тремя заводами выпускались танки различных конструкторских бюро, иногда приводил к вопросу о целесообразности иметь на вооружении различные модификации танков. В настоящее время высказывается мнение, что наличие на вооружении нескольких модификаций танков крайне затрудняло решение вопросов снабжения войск запасными частями и организацию ремонта. Однако такую точку зрения нельзя считать обоснованной. Напомним, что средний танк Т-64А (объект 434) был принят на вооружение в 1967 году. На нем была установлена мощная гладкоствольная пушка Д-81 (2А46) калибра 125 мм, подкалиберный снаряд которой имел начальную скорость 1800 м/с (самый высокий показатель в мире), а кумулятивный - 905 м/с. В то время в стране не было танка, наиболее приспособленного вести боевые действия в условиях противоборства двух политических систем. Другого такого танка в СССР не было. Таким образом, танк Т-64А являлся лишь более высокой ступенью в развитии танкостроения в стране. По боевым свойствам в стране не было равного танка. Вместе с тем, его появление подталкивало другие конструкторские бюро идти по пути создания более новых модификаций танков. С учетом перечисленных и некоторых других недостатков, устранить которые в данной конструкции было весьма затруднительно, совершенно естественным выгладит желание использовать хорошо зарекомендовавший себя 4-х тактный V-образный двигатель, долгие годы использовавшийся на наших танках. Так в 1973 году был принят на вооружение танк Т-72 Урал . В этом танке было реализовано все лучшее, что имел Т-64А, однако Т-72 Урал' сильно отличался от Т-64А конструктивно. Его ходовая часть также имела по шесть опорных катков, но по три поддерживающих ролика на сторону. Катки были обрезиненные и имели больший диаметр - 750 мм на Т-72 против 560 мм на Т-64А. Подвеска индивидуальная, классическая для советских танков, с длинными (во всю ширину корпуса) торсионами, обеспечивающая большой динамический ход опорных катков. Гусеничные цепи собраны из литых траков с резинометаллическими шарнирами. С точки зрения заложенных конструктивных решений по МТО танк Т-72 по сравнению с танком Т-64А был шагом назад. Для соединения коробок передач с двигателем пришлось применить вертикальный редуктор, отдаленно напоминающий известную гитару танков первого послевоенного поколения. Коробки передач соединены между собой поперечным валом. А привод вентилятора системы охлаждения осуществляется от редуктора через карданный вал. Из-за наличия вентилятора кормовая часть корпуса Т-72 несколько длиннее, чем у Т-64А, а кормовой броневой лист имеет обратный наклон. Конструкция системы охлаждения не позволяет изолировать радиаторы от моторно-трансмиссионного отделения. В результате чего преодоление водных преград по дну можно осуществлять только после герметизации крыши МТО, что ограничивает время движения под водой из-за опасности перегрева двигателя. Танк Т-72 оказался значительно технологичнее в производстве, благодаря чему стал самым массовым танком второго послевоенного поколения. Машина неоднократно подвергалась доработкам и модернизации. Были выпущены модели: Т-72М, Т-72АК, Т-72Б, Т-72С и другие. Мощность двигателя подняли до 618 кВт (840 л.с.), корпус и башню оснастили динамической защитой, установили систему пуска дымовых гранат. Огневые возможности значительно расширили за счет установки комплекса управляемого ракетного вооружения Свирь . После чего масса танка возросла до 44 т. Значительное количество танков Т-72 (в основном в модификации С ) поставлено за рубеж. Однако с течением времени стало ясно, что боевая эффективность танка Т-72 не может быть увеличена без комплексного решения проблем моторно-трансмиссионной установки. Практика показала, что мощность двигателя В-46 (В-84) может быть увеличена путём форсирования до 736 кВт (1000 л.с.). В то время все главные танкопроизводящие страны перешли на использование в танках двигателей мощностью более 736 кВт, а то и более 1000 кВт. Для увеличения мощности двигателя потребовалось увеличить цикловые подачи топлива. Для сгорания топлива потребовалось большее количество воздуха. Для этого применили наддув двигателя. Однако применение наддува без повышения КПД двигателя привело к передаче большого количества тепловой энергии в охлаждающую жидкость. В связи с этим возникли проблемы по системе охлаждения двигателя. При этом по глубине радиаторы достигли своего предела. Требовалось увеличить фронт радиаторов, что ведёт к увеличению общих размеров МТО танка. Этот путь был неприемлем. Интенсифицировать работу системы охлаждения можно также увеличением расхода охлаждающего воздуха через радиаторы. Для этого требуется увеличить размеры или частоту вращения вентилятора. В первом случае затраты механической энергии на привод вентилятора увеличиваются пропорционально диаметру вентилятора в квадрате, а во втором случае - пропорционально частоте вращения в кубе. Как видно, эти пути также не совсем рациональны. Применение охлаждения надувочного воздуха только ухудшает решение этой проблемы из-за преобразования механической энергии в тепловую форму с последующей её передачей в охлаждающую жидкость. Таким образом, ограниченные энергетические возможности двигателей типа В-84 поставили задачу разработки для танка двигателя мощность более 1000 кВт. Если решение этой проблемы в рамках двигателей серии В-84 (В-92С2) является весьма трудной задачей, то достижение мощности 1500-2000 кВт становится невозможным. Следует заметить, что применение турбонаддува ухудшает динамические качества поршневого двигателя. Танк с турбопоршневым двигателем обладает худшими динамическими качествами из-за ухудшения работы двигателя на переходных режимах. Несмотря на то, что в двухтактном двигателе рабочий цикл происходит в два раза чаще, чем в четырёхтактном двигателе, его энергетические возможности по известной причине также невозможно реализовать полностью. Основным недостатком ГТД является его низкая экономичность (высокий удельный расход топлива). Это обусловлено ограничением максимальной температуры газа перед турбиной по причине ограниченности термической прочности материала лопаток. Относительно низкая экономичность ГТД привела к ограничению маршевых возможностей танков Т-80. Проблему экономичности можно решить путём применения тепло-обменников. В настоящее время экономичность транспортных ГТД сравнялась с экономичностью поршневых ДВС. При этом следует заметить, что в связи с изменившейся военной доктриной России, маршевые возможности танков не являются преобладающим фактором степени совершенства силовой установки. Экономический и технический аспект проблемы следует рассматривать на историческом фоне. В области использования ГТД в наземных транспортных машинах приоритет принадлежит России и США. Другие страны (Германия, Англия и Франция) в наземных транспортных машинах не стремятся использовать ГТД. Причина здесь кроется не в техническом, а в историческом аспекте. В ходе исторического развития в этих странах не уделялось должного внимания созданию и развитию ГТД, а поэтому в них не сложилась инженерная, производственная и научная база. Таким образом, комплексное рассмотрение танков с различными силовыми установками показывает: По топливной экономичности поршневой ДВС не имеет решительного преимущества перед ГТД. С учётом назревшей необходимости перехода танков на использование в перспективе гидрообъёмных и электрических трансмиссии более рациональным является применение в составе силовой установки ГТД. В машинах массой не более 35 тонн, выполняющих вспомогательные функции во время ведения боевых действий, наиболее целесообразным является использование силовых установок на основе поршневых ДВС с использованием механических трансмиссий. С целью поддержания высокого уровня развития бронетанковой техники на основе конкуренции целесообразно продолжить разработку и постановку на производство танков с различными силовыми установками с учётом их применения в определённых по климатическим условиям регионах России. С целью активного влияния на степень совершенства конструкторской разработки целесообразно регулировать количественно государственный заказ на новые машины. |
Читайте: |
---|
Новости танкостроения:
![]() Объект 195 – новая порция слуховНедавно военные отметили День танкиста. Самое время вспомнить о главном подарке, который уже не первый год обещают сделать им уральские конструкторе – танке н... |
![]() Северная Корея щекочет нервы даже после кризиса!В августе по всем телеканала Северной Кореи были продемонстрированы ролики с участием новой танковой разработки М-2002 или просто «Покпунг», что в переводе оз... |
![]() Турция продаст бронетехники на 30 миллионов“Otokar”-Крупнейший оборонный производитель турции получил новый иностранный заказ. Заказ состоит из производства бронемашин APV (Armoured Patrol Vehicle) и”К... |