Главная - Военная авиация - JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века

Двойные стандарты:

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

News image

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Грузовики двойного назначения

News image

Началась эта неправдоподобная история в самый разгар (а может быть расцвет) того самого Застоя. Году этак в 197…? Молодой паре...

Авторизация





JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века
Современныя техника - Военная авиация

jf-17 китайско-пакистанский миг-21 нового века

Одной из наиболее интересных новинок среди боевых самолетов, демонстрировавшихся на прошедшем во второй половине июля авиасалоне в Фарнборо, стал легкий многоцелевой истребитель JF-17 (FC-1), разработанный китайской самолетостроительной корпорацией из Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation, CAC) и недавно принятый на вооружение ВВС Пакистана. Серийный выпуск самолетов осуществляется совместными усилиями корпорации в Чэнду и Пакистанского авиастроительного комплекса (Pakistan Aeronautical Complex, РАС), расположенного в Камре. В Фарнборо прибыли сразу два JF-17, собранные в этом году в Пакистане. Это первая публичная презентация нового китайско-пакистанского истребителя на международном авиасалоне: несмотря на то, что прототип самолета поднялся в воздух в Китае еще в 2003 г., живая машина пока ни разу не показывалась на авиационных выставках, даже в китайском Чжухае - до сих пор все ограничивалось только демонстрацией моделей и макетов. Легкий истребитель ТО-тонного класса с относительно современным оборудованием и вооружением уже успел получить у журналистов прозвище МиГ-21 XXI века . Действительно, JF-17 родился в Китае как преемник выпускавшихся здесь долгие годы самолетов J-7 (F-7) - клонов легендарного советского МиГ-21. Однако сможет ли новинка получить такую популярность в мире, какую имел знаменитый отечественный истребитель, - покажет время. Пока JF-17 закупается только пакистанскими ВВС, и даже о намерениях получить его Народно-освободительной армией Китая ничего не известно. Тем не менее, интерес к машине уже проявляют в ряде стран, традиционно приобретавших китайские истребители и чьи возможности не позволяют иметь более дорогие самолеты западного производства. Дебют JF-17 в Фарнборо, тем самым, можно рассматривать как начало активной кампании по продвижению китайско-пакистанского истребителя на мировой рынок.

Как все начиналось

История нового легкого китайско-пакистанского истребителя берет свое начало еще во второй половине 80-х гг., когда в Пакистане начали рассматривать возможность замены устаревших самолетов F-6 (китайский клон советских МиГ-19), а в перспективе - и F-7 (китайская версия МиГ-21, в модификации F-7P в больших количествах поставлявшаяся пакистанским ВВС). В рамках проекта Сейбр II (Sabre II) в КНР и Пакистане изучалась возможность радикальной модернизации F-7 с использованием современного западного оборудования. К работам была привлечена американская компания Грумман , трехсторонний контракт с которой был заключен в январе 1987 г. Результаты, правда, оказались неутешительными: самолет оказывался дороже, чем предлагавшийся Пакистану Соединенными Штатами всего за 13 млн долл. F-16, а его характеристики и эксплуатационные возможности - хуже. К тому же в 1989 г., после событий на пекинской плошади Тяньаньмэнь, правительство США ввело запрет на сотрудничество американских компаний с КНР, и Грумману пришлось выйти из программы. Не увенчались успехом и попытки КНР и Пакистана продолжить проект Сейбр II без американского партнера: введенные в 1990 г. санкции против Пакистана, отказавшегося присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, не оставили шансов на получение необходимой авионики западного производства.

В 1998 г. между КНР и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве нового истребителя, получившего в Китае название FC-1 (от Fighter China - первый истребитель оригинальной китайской разработки). В июне 1999 г. стороны подписали твердый контракт, однако уже в октябре программу ожидал очередной удар: введенные в результате Каргильского конфликта санкции против Пакистана не позволили продолжить участие в ней ряду потенциальных европейских поставщиков современной авионики, среди которых французские Сажем и Томсон и британская ВАЕ Системз (предложения зарубежным компаниям на участие в тендере на разработку и поставку оборудования для самолета было разослано пакистанскими ВВС еще в июне 1996 г.).

Как бы там ни было, разработка истребителя в 2000 г. была продолжена: основной упор в сложившихся обстоятельствах был сделан на создание собственно летательного аппарата, испытания которого в любом случае потребуют немало времени. Поэтому простое ожидание, пока удастся решить проблему с комплектацией истребителя требуемым пакистанскими ВВС современным западным оборудованием, могло привести к еще большим задержкам в создании самолета. В январе 2003 г. был подписан контракт на разработку упрощенного комплекса бортового оборудования китайского производства для первых опытных FC-1.

Тем временем на заводе в Чэнду уже полным ходом шла постройка первых прототипов истребителя. В качестве силовой установки для них был выбран российский двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-93, представляющий собой модификацию используемых на истребителях МиГ-29 серийных РД-33, адаптированную для применения на однодвигательном самолете. Разработку модифицированного РД-93, отличавшегося от прототипа использованием нижней коробки приводов, новых узлов крепления к планеру и доработанной системы управления при сохранении основных тяговых, расходных и массогабаритных характеристик, выполнила петербургская фирма Климов . Она же в 2002 - 2003 гг. поставила в Китай первые опытные двигатели РД-93 для комплектации прототипов FC-1.

В постройку в Чэнду было заложено шесть опытных экземпляров нового истребителя, в т.ч. четыре летных. Первый из них (РТ-1) был готов к лету 2003 г., и 25 августа того же года летчик-испытатель Ван Веньдзянь поднял его в первый полет. В тот же день ВВС Пакистана объявили о присвоении самолету нового названия - JF-17 (JF - от Joint Fighter, т.е. единый истребитель , что подчеркивало международный, китайско-пакистанский, характер программы, а число 17 символизировало, что самолет станет самым современным истребителем ВВС Пакистана, следующим за наиболее совершенным пакистанским истребителем F-16). Одновременно машине было дано имя собственное - Тандер {Thunder - Гром ). В самом же Китае истребитель сохранил прежнее обозначение - FC-1.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Новый этап американского танкостроения

Новый этап американского танкостроения — создание так называемого единого боевого танка М60, принятого на вооружение в 1999 году и предназначенного для замены...

News image

Комплексная защита бронетанковой техники. Украинский подход

Требования, выдвигаемые к танкам на конкретном историческом этапе, постоянно меняются в зависимости от структуры и способа применения сухопутных войск и воору...

News image

Легкий танк RDF/LT ARES

Общая информация Легкий танк фирмы AAI для сил быстрого развертывания является новой концепцией в разработке легкого танка. Наклонная лобовая броня обес...

Информационные технологии на военной службе:

News image

DARPA знакомится с интерферометрией

Точное местоположение радарных установок и иных излучателей электромагнитного сигнала будет определяться новым поколением компактных антен...

News image

Экономика США прирастет гибкими военными заводами

Универсальные автоматизированные заводы-конвейеры, на которых можно быстро произвести любую технику на основе ее компьютерной метамодели, ...

News image

Планы развития ИТ-архитектуры армейской разведки

Армия США готовится к эксплуатации третьей версии архитектуры DCGS-A, предоставляющей командирам батальонов и разведчикам доступ ко всевоз...

News image

Облачная разведка

Американские аналитики из военной разведки не прекращают многолетний поиск подходящего инструментария для поиска объектов, событий и взаим...

News image

Робот с программной аномалией атаковал Вашингтон

Представители военно-промышленных кругов США клянутся, что аварийная потеря связи с военно-морским беспилотным вертолетом MQ-8B Fire Scout...

News image

Автоматизация патрульной службы

В процессе патрулирования солдаты американской армии, дислоцированные за рубежом, регулярно проводят, согласно устава, различные мини-инте...