Главная - Военная авиация - JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века

Двойные стандарты:

России надо активнее строить спутники двойного назначения, считает глава ФКА

News image

России необходимо активнее развивать спутниковые системы двойного назначения. Об этом на проходящей в Берлине международной аэро...

Двойное назначение социально-информационных технологий: проблема этического императива

News image

XXI век – эпоха делегирования все большего объема управляющих функций социально-информационным технологиям (СИТ). СИТ – определе...

Перспективы развития СВЧ-систем двойного назначения

News image

В ближайшее десятилетие элементы электронной компонентной базы СВЧ будут использоваться не только для военных, но и для гражданс...

Авторизация





JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века
Современныя техника - Военная авиация

jf-17 китайско-пакистанский миг-21 нового века

Одной из наиболее интересных новинок среди боевых самолетов, демонстрировавшихся на прошедшем во второй половине июля авиасалоне в Фарнборо, стал легкий многоцелевой истребитель JF-17 (FC-1), разработанный китайской самолетостроительной корпорацией из Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation, CAC) и недавно принятый на вооружение ВВС Пакистана. Серийный выпуск самолетов осуществляется совместными усилиями корпорации в Чэнду и Пакистанского авиастроительного комплекса (Pakistan Aeronautical Complex, РАС), расположенного в Камре. В Фарнборо прибыли сразу два JF-17, собранные в этом году в Пакистане. Это первая публичная презентация нового китайско-пакистанского истребителя на международном авиасалоне: несмотря на то, что прототип самолета поднялся в воздух в Китае еще в 2003 г., живая машина пока ни разу не показывалась на авиационных выставках, даже в китайском Чжухае - до сих пор все ограничивалось только демонстрацией моделей и макетов. Легкий истребитель ТО-тонного класса с относительно современным оборудованием и вооружением уже успел получить у журналистов прозвище МиГ-21 XXI века . Действительно, JF-17 родился в Китае как преемник выпускавшихся здесь долгие годы самолетов J-7 (F-7) - клонов легендарного советского МиГ-21. Однако сможет ли новинка получить такую популярность в мире, какую имел знаменитый отечественный истребитель, - покажет время. Пока JF-17 закупается только пакистанскими ВВС, и даже о намерениях получить его Народно-освободительной армией Китая ничего не известно. Тем не менее, интерес к машине уже проявляют в ряде стран, традиционно приобретавших китайские истребители и чьи возможности не позволяют иметь более дорогие самолеты западного производства. Дебют JF-17 в Фарнборо, тем самым, можно рассматривать как начало активной кампании по продвижению китайско-пакистанского истребителя на мировой рынок.

Как все начиналось

История нового легкого китайско-пакистанского истребителя берет свое начало еще во второй половине 80-х гг., когда в Пакистане начали рассматривать возможность замены устаревших самолетов F-6 (китайский клон советских МиГ-19), а в перспективе - и F-7 (китайская версия МиГ-21, в модификации F-7P в больших количествах поставлявшаяся пакистанским ВВС). В рамках проекта Сейбр II (Sabre II) в КНР и Пакистане изучалась возможность радикальной модернизации F-7 с использованием современного западного оборудования. К работам была привлечена американская компания Грумман , трехсторонний контракт с которой был заключен в январе 1987 г. Результаты, правда, оказались неутешительными: самолет оказывался дороже, чем предлагавшийся Пакистану Соединенными Штатами всего за 13 млн долл. F-16, а его характеристики и эксплуатационные возможности - хуже. К тому же в 1989 г., после событий на пекинской плошади Тяньаньмэнь, правительство США ввело запрет на сотрудничество американских компаний с КНР, и Грумману пришлось выйти из программы. Не увенчались успехом и попытки КНР и Пакистана продолжить проект Сейбр II без американского партнера: введенные в 1990 г. санкции против Пакистана, отказавшегося присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, не оставили шансов на получение необходимой авионики западного производства.

В 1998 г. между КНР и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве нового истребителя, получившего в Китае название FC-1 (от Fighter China - первый истребитель оригинальной китайской разработки). В июне 1999 г. стороны подписали твердый контракт, однако уже в октябре программу ожидал очередной удар: введенные в результате Каргильского конфликта санкции против Пакистана не позволили продолжить участие в ней ряду потенциальных европейских поставщиков современной авионики, среди которых французские Сажем и Томсон и британская ВАЕ Системз (предложения зарубежным компаниям на участие в тендере на разработку и поставку оборудования для самолета было разослано пакистанскими ВВС еще в июне 1996 г.).

Как бы там ни было, разработка истребителя в 2000 г. была продолжена: основной упор в сложившихся обстоятельствах был сделан на создание собственно летательного аппарата, испытания которого в любом случае потребуют немало времени. Поэтому простое ожидание, пока удастся решить проблему с комплектацией истребителя требуемым пакистанскими ВВС современным западным оборудованием, могло привести к еще большим задержкам в создании самолета. В январе 2003 г. был подписан контракт на разработку упрощенного комплекса бортового оборудования китайского производства для первых опытных FC-1.

Тем временем на заводе в Чэнду уже полным ходом шла постройка первых прототипов истребителя. В качестве силовой установки для них был выбран российский двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-93, представляющий собой модификацию используемых на истребителях МиГ-29 серийных РД-33, адаптированную для применения на однодвигательном самолете. Разработку модифицированного РД-93, отличавшегося от прототипа использованием нижней коробки приводов, новых узлов крепления к планеру и доработанной системы управления при сохранении основных тяговых, расходных и массогабаритных характеристик, выполнила петербургская фирма Климов . Она же в 2002 - 2003 гг. поставила в Китай первые опытные двигатели РД-93 для комплектации прототипов FC-1.

В постройку в Чэнду было заложено шесть опытных экземпляров нового истребителя, в т.ч. четыре летных. Первый из них (РТ-1) был готов к лету 2003 г., и 25 августа того же года летчик-испытатель Ван Веньдзянь поднял его в первый полет. В тот же день ВВС Пакистана объявили о присвоении самолету нового названия - JF-17 (JF - от Joint Fighter, т.е. единый истребитель , что подчеркивало международный, китайско-пакистанский, характер программы, а число 17 символизировало, что самолет станет самым современным истребителем ВВС Пакистана, следующим за наиболее совершенным пакистанским истребителем F-16). Одновременно машине было дано имя собственное - Тандер {Thunder - Гром ). В самом же Китае истребитель сохранил прежнее обозначение - FC-1.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Новый польский лёгкий танк

На MSPO 2009 компания OBRUM из Гливице, представил проект новой многофункциональной платформы для лёгких танков и других машин. Польский танк станет основн...

News image

Броневики MRAP армии США оснастят системами внешнего наблюдения

Британская компания , производитель вооружения “BAE Systems” установит более 5 тысяч наблюдательных систем “Check-6” для броневиков армии США под контракт на ...

News image

Украинский танк «Оплот» лучше российского Т-90

Выложено много материалов посвящённых альтернативным войнам между Украиной и Россией. Слава богу, в реальности таких войн не было и ласт бог никогда не будет....

Информационные технологии на военной службе:

News image

Роботы теснят самолет-шпион в отставку

Испытательными полетами обновленных стратегических беспилотников Global Hawk в октябре 2010 г. стартует американская программа вывода из э...

News image

Готовится клон глобальной военной интранет-сети

В 2010 г. заканчивается крупнейший аутсорсинговый проект ВМС США по созданию глобальной интранет-сети Navy Marine Corps Intranet (NMCI), о...

News image

Пентагон создал клон SourceForge.net

Новый сайт forge.mil, открытый Пентагоном в январе, заработал в тестовом режиме на движке популярного ресурса SourceForge.net, объединяюще...

News image

МО США модернизирует ИТ-бюджет

В ближайшие три года Пентагону придется сократить ИТ-расходы на 10 млрд. долл. и отказаться от ряда излишне дорогих проектов. Эта работа з...

News image

НАТО останется без электронной разведки

Система воздушной разведки и управления нанесением ударов Sentinel ASTOR будет отправлена английскими властями в отставку в 2013-м, после ...

News image

Инфракрасная армейская камера за 500 долл

Множество дешевых инфракрасных камер на базе CMOS-технологии (по которой создаются недорогие фотоаппараты и камеры для мобильных телефонов...