Главная - Военная авиация - КОНЦЕПЦИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Двойные стандарты:

Volvo XC70. Двойное назначение

News image

Volvo XC 70 представляет собой некий гибрид. С одной стороны, он готов трудиться на бескрайних полях Нечерноземья, а с другой, п...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ МЕСТНОГО ОПЕРАТОРА СВЯЗИ КАК СЕТЬ `ДВОЙНОГО` НАЗНАЧЕНИЯ

News image

Повсеместная модернизация телекоммуникационных линий докатилась до самых отдаленных уголков нашей необъятной Родины. Местные акц...

Перспективы развития СВЧ-систем двойного назначения

News image

В ближайшее десятилетие элементы электронной компонентной базы СВЧ будут использоваться не только для военных, но и для гражданс...

Авторизация





КОНЦЕПЦИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Современныя техника - Военная авиация

концепция бомбардировщика нового поколения



Выступая в мае этого года на встрече с российскими журналистами, вице-премьер правительства России Сергей Иванов подтвердил начало работ по созданию самолета стратегической авиации ПАК-ДА. При этом было подчеркнуто, что речь идет именно о начале работ. «Говорить о том, каким будет новый самолет – например, дозвуковым или сверхзвуковым, – пока рано. Это НИОКР покажет. Года через два-три. Не раньше», – пояснил Сергей Иванов.

Вопросом о том, каким – дозвуковым или сверхзвуковым – должен быть перспективный стратегический бомбардировщик, озадачились и американцы. Еще в конце 1990-х годов. В проведенных тогда в рамках программы FSA комплексных исследованиях были рассмотрены самые разнообразные варианты носителей – от дозвуковых до гиперзвуковых самолетов разной размерности. Систематизация этих различных технических концепций перспективного стратегического бомбардировщика основывалась на двух показателях – закупочной стоимости самолета и уровне его боевой эффективности. Под боевой эффективностью понимались степень риска, которой безопасно может подвергаться самолет при боевом применении, роль выполняемых боевых задач в обеспечении стратегического превосходства над противником и т.д.

Изучению концепции дозвукового ударного самолета в рамках программы FSA было уделено наибольшее внимание. Известно по крайней мере пять концепций такого самолета, проработанных фирмами «Боинг» и «Нортроп Грумман». Самой дешевой, но одновременно и наименее эффективной из этих концепций было техническое предложение фирмы «Боинг» по созданию стратегического ударного самолета на технологической базе пассажирского лайнера В-767.

Возрастающими по эффективности, но одновременно и большими по стоимости вслед за этой концепцией расположились варианты технических предложений, получившие условное наименование «дешевый вариант бомбардировщика В-2», «боевой вариант самолета BWB», «двухдвигательный бомбардировщик В-2» и «самолет стратегической авиации В-3». По своей закупочной стоимости последние три варианта были сопоставимы со сверхзвуковым вариантом бомбардировщика, предложенным фирмой «Нортроп Грумман», существенно проигрывая ему при этом по боевой эффективности.

По поводу последнего следует особо подчеркнуть, что проведенная в конце 1990-х годов программа FSA в самой своей постановке не учитывала той специфики оценки эффективности стратегического бомбардировщика, которая спустя десять лет была выражена генералом Дэвидом Дептула: «Важнейшая компонента функциональной роли этого самолета будет состоять не в доставке оружия к цели, а в быстром восприятии огромных объемов информации, ее переработке и реализации соответствующих действий». Именно с этой эволюцией взглядов американских военных на боевые задачи стратегической авиации, отразившихся определенным образом в текущих требованиях к перспективному стратегическому бомбардировщику, связано то, что уже в 2005 году американские фирмы-разработчики перешли к рассмотрению только дозвуковых самолетов в концепции разведывательно-ударного самолета большой дальности.

Среди основных особенностей летно-технических характеристик самолета этой концепции можно выделить сверхнизкий уровень информационной заметности и возможность полета на высотах 18–20 км. Эти особенности, по мнению американцев, должны обеспечить снижение степени риска, которой может подвергаться самолет при преодолении зоны ПВО противника.

Дальнейшая эволюция взглядов американских военных на боевые задачи стратегической авиации внесла дополнительное развитие в общее представление о технической концепции перспективного самолета стратегической авиации. К моменту окончательного формулирования основных положений Договора CHB (START)-3 особый упор в рассмотрении системы вооружения бомбардировщика NGB был сделан на высокоэнергетическое оружие направленного действия и электронное оружие малой мощности. Первое из них должно обеспечить подавление информационных датчиков, второе – вторжение в информационные сети противника. Такие информационно-кибернетические системы, размещаемые на борту стратегического боевого самолета, могут расцениваться как авиационное оружие нового поколения.

Рассматриваемая техническая концепция бомбардировщика NGB уже нашла свое воплощение в проекте самолета Х-47С, предложенном фирмой «Нортроп Грумман». Но это отнюдь не последняя точка над «i» в разработке концепции перспективного бомбардировщика. Самолет Х-47С должен выступить в качестве демонстратора технологической реализуемости той концепции, которая будет разработана к моменту завершения работ внешнего проектирования, а именно к 2018 году. В связи с этим Х-47С получил условное обозначение «бомбардировщик 2018 года».


Автор считает необходимым еще раз подчеркнуть, что обращение к проводимой в США программе NGB в связи с рассмотрением аналогичной отечественной программы ПАК-ДА не следует понимать как признание превосходства зарубежной технической мысли и призыв к копированию рождающихся за рубежом технических решений. Но нельзя отрицать тот факт, что американцы проделали огромную работу, связанную с формированием требований и разработкой концепции перспективного самолета стратегической авиации, приступив к разработке проекта бомбардировщика NGB. Этот бомбардировщик должен стать лицом стратегической боевой авиации XXI века и по своим летно-техническим характеристикам, и по возможностям системы вооружения.

В части последнего особого внимания заслуживает планируемое оснащение бомбардировщика NGB информационно-кибернетическим оружием XXI века. Возможно, кому-то это покажется футуризмом. Но сегодня отказ от «футуризма» в разработке перспективных боевых систем равносилен лозунгу «Вперед в XX век». Вряд ли в руководстве вооруженных сил США появилась бы новая структура – Кибернетическое командование, если в планировании новых методов ведения войны американцы не смотрели бы в день завтрашний. В реализацию этих новых методов должен вписаться и разрабатываемый ими бомбардировщик NGB, став лицом американской стратегической авиации XXI века.

Каким на этом фоне окажется бомбардировщик ПАК-ДА? Каким будет лицо отечественной стратегической авиации? Время покажет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Украина и Перу готовят кооперативный танк – Tifon-2

Известно , что эту машину создано в Харьковском бюро машиностроения им. Морозова. Базой для Tifon-2 стал русский Т-55. Необходимо подчеркнуть, что в проекте т...

News image

Модели английских танков

В 90-х годах корпус и ходовая часть танка «Центурион» были модернизированы. Этот танк получил наименование «Карнарвон», Вслед за тем появился танк «Конкэрор»,...

News image

Французский 50-тонный тяжелый танк

Французский 50-тонный тяжелый танк, по сообщениям иностранной печати, вооружен 100-мм пушкой. Его литому корпусу придана форма, напоминающая форму советско...

Информационные технологии на военной службе:

News image

МО США модернизирует ИТ-бюджет

В ближайшие три года Пентагону придется сократить ИТ-расходы на 10 млрд. долл. и отказаться от ряда излишне дорогих проектов. Эта работа з...

News image

Insight сведет воедино данные от радаров и видеокамер

Платформа, помогающая аналитикам Пентагона обрабатывать данные от плохо совместимых друг с другом источников информации (например, радаров...

News image

Компактный дисплей от НР для участников боевых действий

Гаджеты стают все тоньше и легче. Тем не менее, если эти гаджеты предназначаются для использования солдатами в зоне боевых действий, требо...

News image

Армия США отказывается от проектирования вертолетов

Универсальная архитектура бортовой электроники, основанная на открытых стандартах и позволяющая использовать коммерческое ПО и оборудовани...

News image

DO-178C пополнится объектными технологиями моделировани

Сертификационный стандарт DO-178B на ПО для авионики сегодня используют американские и европейские государственные комиссии по управлению ...

News image

Роботы научатся выпутываться из водорослей

Недавняя потеря трех подводных роботов REMUS 100 Swordfish в Чесапикском заливе в ходе американо-канадских учений подтолкнула военных к пе...