Главная - Военная авиация - КОНЦЕПЦИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Двойные стандарты:

ГАЗ.Автомобили двойного назначения

News image

Горьковский автозавод является крупным поставщиком автомобилей повышенной проходимости для силовых ведомств страны. Каждый автом...

Письмо о двойном назначении

News image

Эта страница для тех, кому необходимо оформить письмо о двойном назначении. Мы рекомендуем для экономии времени сразу обратиться...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Авторизация





КОНЦЕПЦИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Современныя техника - Военная авиация

концепция бомбардировщика нового поколения



Выступая в мае этого года на встрече с российскими журналистами, вице-премьер правительства России Сергей Иванов подтвердил начало работ по созданию самолета стратегической авиации ПАК-ДА. При этом было подчеркнуто, что речь идет именно о начале работ. «Говорить о том, каким будет новый самолет – например, дозвуковым или сверхзвуковым, – пока рано. Это НИОКР покажет. Года через два-три. Не раньше», – пояснил Сергей Иванов.

Вопросом о том, каким – дозвуковым или сверхзвуковым – должен быть перспективный стратегический бомбардировщик, озадачились и американцы. Еще в конце 1990-х годов. В проведенных тогда в рамках программы FSA комплексных исследованиях были рассмотрены самые разнообразные варианты носителей – от дозвуковых до гиперзвуковых самолетов разной размерности. Систематизация этих различных технических концепций перспективного стратегического бомбардировщика основывалась на двух показателях – закупочной стоимости самолета и уровне его боевой эффективности. Под боевой эффективностью понимались степень риска, которой безопасно может подвергаться самолет при боевом применении, роль выполняемых боевых задач в обеспечении стратегического превосходства над противником и т.д.

Изучению концепции дозвукового ударного самолета в рамках программы FSA было уделено наибольшее внимание. Известно по крайней мере пять концепций такого самолета, проработанных фирмами «Боинг» и «Нортроп Грумман». Самой дешевой, но одновременно и наименее эффективной из этих концепций было техническое предложение фирмы «Боинг» по созданию стратегического ударного самолета на технологической базе пассажирского лайнера В-767.

Возрастающими по эффективности, но одновременно и большими по стоимости вслед за этой концепцией расположились варианты технических предложений, получившие условное наименование «дешевый вариант бомбардировщика В-2», «боевой вариант самолета BWB», «двухдвигательный бомбардировщик В-2» и «самолет стратегической авиации В-3». По своей закупочной стоимости последние три варианта были сопоставимы со сверхзвуковым вариантом бомбардировщика, предложенным фирмой «Нортроп Грумман», существенно проигрывая ему при этом по боевой эффективности.

По поводу последнего следует особо подчеркнуть, что проведенная в конце 1990-х годов программа FSA в самой своей постановке не учитывала той специфики оценки эффективности стратегического бомбардировщика, которая спустя десять лет была выражена генералом Дэвидом Дептула: «Важнейшая компонента функциональной роли этого самолета будет состоять не в доставке оружия к цели, а в быстром восприятии огромных объемов информации, ее переработке и реализации соответствующих действий». Именно с этой эволюцией взглядов американских военных на боевые задачи стратегической авиации, отразившихся определенным образом в текущих требованиях к перспективному стратегическому бомбардировщику, связано то, что уже в 2005 году американские фирмы-разработчики перешли к рассмотрению только дозвуковых самолетов в концепции разведывательно-ударного самолета большой дальности.

Среди основных особенностей летно-технических характеристик самолета этой концепции можно выделить сверхнизкий уровень информационной заметности и возможность полета на высотах 18–20 км. Эти особенности, по мнению американцев, должны обеспечить снижение степени риска, которой может подвергаться самолет при преодолении зоны ПВО противника.

Дальнейшая эволюция взглядов американских военных на боевые задачи стратегической авиации внесла дополнительное развитие в общее представление о технической концепции перспективного самолета стратегической авиации. К моменту окончательного формулирования основных положений Договора CHB (START)-3 особый упор в рассмотрении системы вооружения бомбардировщика NGB был сделан на высокоэнергетическое оружие направленного действия и электронное оружие малой мощности. Первое из них должно обеспечить подавление информационных датчиков, второе – вторжение в информационные сети противника. Такие информационно-кибернетические системы, размещаемые на борту стратегического боевого самолета, могут расцениваться как авиационное оружие нового поколения.

Рассматриваемая техническая концепция бомбардировщика NGB уже нашла свое воплощение в проекте самолета Х-47С, предложенном фирмой «Нортроп Грумман». Но это отнюдь не последняя точка над «i» в разработке концепции перспективного бомбардировщика. Самолет Х-47С должен выступить в качестве демонстратора технологической реализуемости той концепции, которая будет разработана к моменту завершения работ внешнего проектирования, а именно к 2018 году. В связи с этим Х-47С получил условное обозначение «бомбардировщик 2018 года».


Автор считает необходимым еще раз подчеркнуть, что обращение к проводимой в США программе NGB в связи с рассмотрением аналогичной отечественной программы ПАК-ДА не следует понимать как признание превосходства зарубежной технической мысли и призыв к копированию рождающихся за рубежом технических решений. Но нельзя отрицать тот факт, что американцы проделали огромную работу, связанную с формированием требований и разработкой концепции перспективного самолета стратегической авиации, приступив к разработке проекта бомбардировщика NGB. Этот бомбардировщик должен стать лицом стратегической боевой авиации XXI века и по своим летно-техническим характеристикам, и по возможностям системы вооружения.

В части последнего особого внимания заслуживает планируемое оснащение бомбардировщика NGB информационно-кибернетическим оружием XXI века. Возможно, кому-то это покажется футуризмом. Но сегодня отказ от «футуризма» в разработке перспективных боевых систем равносилен лозунгу «Вперед в XX век». Вряд ли в руководстве вооруженных сил США появилась бы новая структура – Кибернетическое командование, если в планировании новых методов ведения войны американцы не смотрели бы в день завтрашний. В реализацию этих новых методов должен вписаться и разрабатываемый ими бомбардировщик NGB, став лицом американской стратегической авиации XXI века.

Каким на этом фоне окажется бомбардировщик ПАК-ДА? Каким будет лицо отечественной стратегической авиации? Время покажет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Северная Корея щекочет нервы даже после кризиса!

В августе по всем телеканала Северной Кореи были продемонстрированы ролики с участием новой танковой разработки М-2002 или просто «Покпунг», что в переводе оз...

News image

Танк М41

Новым американским легким танком является танк М41, принятый на вооружение в начале 90-х годов. Его боевой вес около 23 т. Этот танк вооружен 76,2-мм пушкой, ...

News image

Кому достанется израильская бронетехника?

Танк «Меркава-4» первый раз покинет пределы Израиля в качестве товара Последняя модификация линии танков «Меркава» – «Меркава-4», являющаяся, по словам спе...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Рядовые будут командовать ротами роботов

Уже не первое десятилетие ходят слухи о проектах по созданию крохотных роботов-шпионов, внешне неотличимых от насекомых и небольших животн...

News image

Космическая программа Пентагона отложена на шесть лет

В конце декабря 2008 г. командование ВВС США в очередной раз определялось с долгосрочным проектом TSAT по развитию спутниковой сети широко...

News image

Американские шпионы разместились у ЦОДа Microsoft

Новый комплекс зданий агентства национальной безопасности США (АНБ), возводимый в г. Сан-Антонио, обойдется в 130 млн. долл., сообщает мес...

News image

Пентагон создал клон SourceForge.net

Новый сайт forge.mil, открытый Пентагоном в январе, заработал в тестовом режиме на движке популярного ресурса SourceForge.net, объединяюще...

News image

Лезвия на беспилотниках и субмаринах

Лезвийные системы эксплуатируются в американской армии достаточно давно. Однако высокая потребность в оперативной обработке быстро растущи...

News image

Авианосцы трансформируют в беспилотоносцы

Постепенный переход от использования единичных пилотируемых машин к стаям беспилотных аппаратов становится трендом развития современных ар...