Главная - Военная авиация - Опытно-экспериментальный самолет Ил-102

Двойные стандарты:

России надо активнее строить спутники двойного назначения, считает глава ФКА

News image

России необходимо активнее развивать спутниковые системы двойного назначения. Об этом на проходящей в Берлине международной аэро...

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

News image

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно...

Российская ракета доставила на орбиту спутник НАТО двойного назначения

News image

Космический аппарат двойного назначения SICRAL 1B доставлен в понедельник на орбиту российским разгонным блоком ДМ-SL по прогр...

Авторизация





Опытно-экспериментальный самолет Ил-102
Современныя техника - Военная авиация

опытно-экспериментальный самолет ил-102

Летом 1991-го налогоплательщик впервые увидел опытно-экспериментальный самолет Ил-102 ( ОЭС ). Штурмовик очень напоминал Ил-40, запущенный в серийное производство в середине 1950-х, но так и не вступивший в большую жизнь. Летные испытания Ил-40 были успешно завершены в январе 1955 года, и началось его внедрение в серию на Ростовском авиационном заводе. Однако в 1956 году все работы были прекращены из-за решения об упразднении штурмовой авиации. Пять почти достроенных самолетов опытной серии осенью 1956 года были разобраны на металл.

В конце 1960-х в авиационных изданиях вновь замелькало, казалось, забытое слово штурмовик. Опыт эксплуатации и боевого применения истребителей-бомбардировщиков показал, что они не в состоянии заменить над полем боя бронированные летающие танки. Видимо, первыми в СССР начали разрабатывать реактивный штурмовик в ОКБ П.О.Сухого. Вслед за ним, в негласное соревнование по созданию самолета поля боя включились сотрудники ОКБ С.В.Ильюшина.


К идее бронированного штурмовика в ОКБ Ильюшина вернулись в конце 1960-х годов, когда в соответствии с требованиями ВВС, на основе опыта Вьетнама и ближневосточных конфликтов, вновь заинтересовавшихся штурмовой авиацией, был предложен проект самолета Ил-42, являющегося глубокой модернизацией Ил-40. Штурмовик предполагалось оснастить двумя ТРД АМ-5Ф (2х3250 кгс). Его нормальная взлетная масса составляла 16 480 кг, максимальная взлетная - 17 470 кг, масса пустого самолета 12 190 кг, топлива - 4170 кг, брони - 700 кг, максимальная бомбовая нагрузка - 1400 кг. По расчетам штурмовик должен был развивать скорость 997 км/ч, иметь практический потолок 11 600 м и практическую дальность 1115 км. В конкурсе проектов штурмовиков, проведенном в июне 1969 года, участвовали, также, ОКБ А.С. Яковлева, представившее проект Як-25ЛШ, А.И. Микояна (МиГ-21ЛШ) и П.О. Сухого (Т8). В результате конкурс прошли Т8 и МиГ-21ЛШ, а работы по Як-25ЛШ и Ил-42 было решено прекратить.

Однако разработка ильюшинского двухместного штурмовика была все же продолжена под руководством Г.В. Новожилова в инициативном порядке. По сравнению с Ил-42 новый самолет, получивший обозначение Ил-102, имел измененную форму носовой части фюзеляжа с улучшенным обзором вперед-вниз, новые, более мощные двигатели, значительно более сильное вооружение.

Самым главным отличием Ил-102 от Су-25 стала вторая кабина для стрелка. По всей видимости, это обстоятельство сыграло самую негативную роль в судьбе машины. Компоновка Ил-102 не отличалась от Ил-40, но это была совершенно новая машина, если можно так выразиться, в стиле ретро . За тридцать лет, лежащих между ними, слишком многое изменилось в авиастроении. Появились более экономичные ТРД, новые конструкционные материалы и технологические процессы. А об оборудовании и говорить не приходится. Произошло не только снижение его веса, но и расширение решаемых задач. Обновились средства спасения экипажа. Универсальные катапультные кресла К-36Л у летчика и К-36Л-102 у воздушного стрелка надежно спасают теперь во всем диапазоне скоростей и высот, а также во время стоянки.

При беглом осмотре Ил-102 можно обнаружить, что изменилась конструкция главных опор шасси, убирающихся в обтекатели под крылом, поворотом против потока. Тем самым освободилось место для дополнительных внешних узлов подвески оружия. Новая аэродинамическая компоновка крыла позволила отказаться от гребней на его поверхности. Не вдаваясь в подробности технического описания, отметим, что лишь использование ТРД РД-33И с возросшей на 60% тягой привело к увеличению взлетного веса до 22000 кг, а боевой нагрузки до 7200 кг.
Увеличение габаритов и массы самолета потребовало отхода от традиционной ильюшинской схемы бронирования: конструкторы отказались от единого бронекорпуса, включающего в себя основные жизненно важные части самолета (как это было сделано на Ил-2, Ил-10 и Ил-40). Броней было решено защитить кабины экипажа, а также, частично, двигатели и систему подачи топлива. Топливные баки лишили бронирования, сконцентрировав их в центральной части фюзеляжа. Спереди и сзади их экранировали кабины экипажа и оборонительная стрелковая установка, с боков - двигатели, а снизу - пушка. Боевая живучесть самолета была повышена за счет применения губчатого заполнителя баков. Ил-102, как и прежние советские классические штурмовики, получил кормовую оборонительную пушечную установку. Предполагалось, что применение ИК-ловушек и активных помех, в сочетании с высокой маневренностью штурмовика, а также парой глаз воздушного стрелка, внимательно наблюдающего за задней полусферой и своевременно оповещающего летчика об угрозе, позволит снизить эффективность ракет противника. В результате вражеский истребитель будет вынужден воспользоваться пушечным вооружением и сам попадет под огонь скорострельной ГШ-23Л.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Новый этап американского танкостроения

Новый этап американского танкостроения — создание так называемого единого боевого танка М60, принятого на вооружение в 1999 году и предназначенного для замены...

News image

Современные зарубежные танки

Для послевоенного танкостроения капиталистических стран характерно стремление повышать огневую мощь танков, оснащать их приборами и механизмами, способствующи...

News image

Что нам стоит БМП построить

Для начала остановлюсь на вопросе – зачем всё это нужно? Не проще ли просто переплавить старый танк и сделать новый, современный. Может быть, лет 15 назад так...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Планы развития ИТ-архитектуры армейской разведки

Армия США готовится к эксплуатации третьей версии архитектуры DCGS-A, предоставляющей командирам батальонов и разведчикам доступ ко всевоз...

News image

Разведчики равнодушны к Intellipedia

На февральском семинаре по семантическим технологиям и Web 3.0 для э-правительства, прошедшем в Вашингтоне и собравшем 350 специалистов, в...

News image

Космическая разведка привлекает коммерческие ресурсы

На состоявшемся в конце октября симпозиуме по геопространственной разведке в г. Нэшвилле (США) были озвучены планы возможного возобновлени...

News image

Компактный дисплей от НР для участников боевых действий

Гаджеты стают все тоньше и легче. Тем не менее, если эти гаджеты предназначаются для использования солдатами в зоне боевых действий, требо...

News image

IBM крепит натовские облака

Натовский ЦОД, обслуживающий 28 членов альянса, будет модернизирован корпорацией IBM. Командование стратегических исследований НАТО намере...

News image

Лазеры добьют до лесных партизан

Южное командование США готовится к масштабным испытаниям экспериментальных комплексов, предназначенных для обнаружения объектов, скрытых в...