Главная - Зарубежная авиация - АВИАЦИЯ ИЗРАИЛЯ В ВОЙНЕ

Двойные стандарты:

ГАЗ.Автомобили двойного назначения

News image

Горьковский автозавод является крупным поставщиком автомобилей повышенной проходимости для силовых ведомств страны. Каждый автом...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Производства двойного назначения

News image

Защита Родины — священный долг, а военный бюджет есть бездонная бочка. Однако продукция двойного назначения — золотое дно. Но гд...

Авторизация





АВИАЦИЯ ИЗРАИЛЯ В ВОЙНЕ
Техника завтрашнего дня - Зарубежная авиация в современных войнах

авиация израиля в войне

В действиях ВВС Израиля можно выделить 3 периода.
I период (с 6 по 9 октября включительно). 6 октября, оправившись после внезапного нападения, израильская авиация включилась в работу по прикрытию своих войск, объектов тыла и аэродромов, а также нанесению ударов по наступающим сирийским войскам, их ЗРК и пунктам оперативного управления. Всего за первый день отмечено 210 самолето-вылетов, в которых израильтяне потеряли 4 машины (из них 3 сбито ЗРК, одна – истребителями).
7 и 8 октября основные усилия направлялись на подавление ПВО и нанесение ударов по войскам Сирии, особенно на южном участке фронта, где арабское наступление развивалось наиболее успешно. За эти дни зарегистрировано 1150 самолето-вылетов, причем в них приняли участие наиболее опытные летные кадры. Недооценив противника, израильтяне потеряли 73 самолета – большинство из них (а именно 51) от огня ЗРК. Потери сирийских ВВС в эти дни составили 24 машины.
9 октября противник продолжал наносить удары по арабским войскам и объектам тыла. Одновременно велась подготовка к массированным налетам на сирийские аэродромы. В этот день отмечено 360 самолето-вылетов израильтян, в которых они потеряли 26 машин. (На счету ВВС Сирии 6 побед при 17 потерянных самолетах.) Один из наиболее запомнившихся мне рейдов противника – ракетно-бомбовый удар по зданию Генштаба, ЦКП, штабу ВВС и ПВО Сирии, который в 11.55 произвела шестерка «Фантомов». Их действия обеспечивались несколькими отвлекающими группами, а также постановкой активных радиопомех слабой и средней интенсивности. Ударные самолеты вышли к цели на предельно малой высоте в колонне пар с дистанцией 300-400 м. Один из них обстрелял цель ракетами, остальные выполнили горку и в наборе высоты сбросили бомбы, которые с большим рассеиванием накрыли жилой район. При уходе от цели пять F-4 были сбиты ЗРК, причем 4 пилота попали в плен.
II период (с 10 по 14 октября включительно). С целью завоевания господства в воздухе ВВС Израиля сосредоточили свои усилия на блокировании сирийских аэродромов и уничтожении стоящей на них авиатехники. По 7 передовым и одному тыловому аэродромам было нанесено 52 БШУ (280 самолето-вылетов, в основном «Фантомов»). На подавление позиций ЗРК пришлось еще более 300 вылетов. Одновременно противник прикрывал с воздуха свои наступающие войска и наносил удары по тыловым объектам Сирии,таким как нефтеперерабатывающий завод Хомс, порт Латакия, ТЭЦ и др. Ввиду понесенных в предыдущие дни высоких потерь в бой были введены наименее подготовленные израильские летчики и целые эскадрильи зарубежных «добровольцев», с участием которых продолжились попытки уничтожить сирийские ЗРК. За 11 и 12 октября в этих налетах израильтяне потеряли 88 самолетов (65 от огня ЗРК и 23 – от истребителей). За весь период отмечено 2200 самолето-вылетов противника, в которых он потерял 160 машин (на счету ВВС Сирии – 45).
Ill период (с 15 по 24 октября включительно). После 15 октября израильтяне почти отказались от действий по аэродромам и в зонах, прикрытых ЗРК, перейдя к рейдам мелкими группами (до звена) или одиночными самолетами по целям в глубине Сирии и ударам по слабо защищенным объектам на поле боя. Таким образом, Израиль значительно ограничил активность своей авиации.

Особенности тактики ВВС Израиля

1. Особенности ведения воздушных боев
Все бои противник старался проводить по заранее отработанному варианту, а если это не удавалось, то стремился выйти из боя. Израильтяне обычно нападали, имея численное превосходство, в зоне своих пунктов управления и в местах, обеспеченных средствами спасения летчиков (Ливанская долина, приморские районы), вне досягаемости сирийских комплексов ПВО. К основным тактическим приемам следует отнести: затягивание противника в районы засад, где барражировали «охотники», или выманивание сирийских летчиков в удаленные от их аэродромов зоны. Когда, выработав топливо и уже не имея его на ведение боя, сирийцы возвращались, их атаковали.
Боевой порядок израильтян строился из нескольких групп: ударной, приманки, наращивания усилий и прикрытия. «Приманка» использовалась для связывания боем арабских истребителей и обеспечения скрытного подхода ударной группы, которая являлась основой боевого порядка и состояла из 2-12 самолетов, чаще всего «Миражей». Эта группа выполняла полет на 1000-2000 м ниже «приманки» или, если позволял рельеф местности, на малых (предельно малых) высотах вне видимости РЛС сирийцев. Обе группы работали согласованно по маневрам, скорости и зоне полета. Основное внимание уделялось первой ракетной атаке ударной группы.
К зоне боя группы различного тактического назначения подходили в едином боевом порядке либо поочередно в заранее согласованное время или имея между собой радиолокационный (зрительный) контакт. Завязывая бой, израильтяне стремились разрушить боевой порядок сирийцев, для чего применяли различные приемы. Один из них состоял в неприцельном пуске УР или НУРС по группе сирийских самолетов на встречных курсах с дистанции 10-15 км.
Несмотря на различие приемов организации и ведения боев, в целом в действиях израильтян просматривается шаблонная тактика. Это относится к типам и организации групп, их составу и типажу привлекаемых машин, эшелонированию по высотам, способам скрытного подхода, взаимодействию между группами, типовым профилям и скоростям полета, способам выхода из боя.

2. Способы преодоления ПВО Сирии
Как правило, указанные ниже способы использовались комплексно.
2.1. Внезапные налеты с подходом к цели на предельно малых (10-30 м) высотах. При этом противник над своей территорией, за 40-80 км до объекта удара, уходил на малую высоту. Маршруты подбирались вне видимости сирийских РЛС, например, долины самолеты проходили, прижимаясь к горам.
2.2. Одновременный вход в зону действия сирийских ЗРК большого числа самолетов на предельно малых высотах с различных направлений.
2.3. Применение отвлекающих групп и выполнение демонстрационных полетов.
а) Отвлекающая и ударная группы над своей территорией шли в едином боевом порядке на средних высотах. За 40-80 км от цели отвлекающая, оставаясь на исходной высоте, выполняла маневр, под прикрытием которого ударная уходила на малую высоту. Затем отвлекающая, совершая полет в ложном направлении, выманивая на себя сирийские истребители. В этот момент ударная группа атаковала цель. Так, при нанесении ударов по наземным объектам израильтяне прикрывали свои «Фантомы» и «Скайхоки» группами «Миражей», которые за 30-40 км от цели выходили из общего боевого порядка и меняли направление полета, отвлекая сирийские истребители.
б) При нанесении удара по объекту одна пара (самолет) вызывала огонь ПВО на себя, тогда как остальные обрушивались на цель.
в) Полет «по кругу» вне зоны огня ПВО объекта, но в пределах радиолокационной видимости, отвлекая на себя внимание расчетов зенитных комплексов. Затем отдельные пары (самолеты) уходили на малую высоту и наносили удар по позициям зенитчиков. Так был выведен из строя один сирийский дивизион ЗРК «Печора».
г) Выход к позициям зенитчиков «на хвосте» у сирийских самолетов. Часто пара «Фантомов» пристраивалась сзади на расстоянии 1 -2 км от возвращавшихся с боевого задания Су-7Б (Су-20) и наносила удар по зенитным комплексам, причем расчеты ПВО иногда видели противника, но не могли открыть огонь из-за риска поразить свои самолеты.
2.4. Использование беспилотных самолетов-ловушек.
а) Самолет-носитель вне зоны действия сирийской ПВО производил запуск ловушек с высоты 3000-4000 м, а затем, развернувшись, уходил. Через 1-1,5 мин после пуска в зону входила ударная группа.
б) Самолет-носитель, подойдя к дальней границе пуска ЗУР, сбрасывал ловушку, резко уходил вниз и шел к цели на предельно малой высоте.
2.5. Применение активных и пассивных помех. На удалении 40-45 км от объекта удара, с высоты 6-8 км сбрасывались контейнеры с дипольными отражателями. На высоте 5-7 км они взрывались, образуя сплошное облако помех. Против ракете инфракрасными головками активно использовались тепловые ловушки. Израильтяне также применяли самолеты и вертолеты, оснащенные станциями РЭБ.
3.Тактика нанесения ударов по сирийским аэродромам
Для нанесения ударов по аэродромам выделялось от 4 до 16 самолетов. Налеты осуществлялись с одновременным подавлением средств ПВО, для чего привлекались примерно 20-25% участвовавших в атаке машин, а также с использованием демонстративных и отвлекающих групп.
Атакующая группа выходила к аэродрому удара на предельно малой высоте, используя рельеф горной местности как естественное укрытие. Боевой порядок - колонна звеньев, а вдоль узких горных ущелий – колонна одиночных самолетов. Дистанция между звеньями обычно составляла 1500-2000 м. Одиночные самолеты следовали друг от друга на расстоянии 500-600 м. За 5-7 км от цели группа увеличивала скорость до 800-850 км/ч, Выход на аэродром осуществлялся с ориентацией по краю ВПП либо иному характерному ориентиру, по которому уточнялось отклонение. Над этим местом выполнялась резкая горка или боевой разворот для уточнения прицеливания и последующего сброса бомб с пикирования. Первое звено ударной группы атаковало самые дальние цели, последующие – ближние. Каждый самолет нес по восемь-десять 500-фунтовых бомб. Для поражения личного состава применялись шариковые бомбы. Они сбрасывались в контейнерах, которые раскрывались на высоте около 150 м, и бомбы рассеивались по большой площади, зачастую попадая в укрытия.
Если аэродром прикрывали позицией ЗРК, ударная группа сразу после прохода контрольного ориентира под углом 40-45° набирала высоту 2000-2500 м, затем переходила в пикирование под углом 35-40° и с высоты 1100-1200 м сбрасывала бомбы. Уход выполнялся на предельно малых высотах в сторону гор. Если аэродром прикрывался только зенитной артиллерией, то набор высоты 3500-4000 м производился на удалении 16-18 км от цели, а сброс бомб осуществлялся с высоты, превышающей эффективный огонь малокалиберных пушек. Если зенитный огонь над целью был очень плотным, ударные самолеты набирали высоту до 5 км, а затем пикировали на цель под углом 45° и с высоты 2000-2500 м сбрасывали бомбы. В других случаях они поднимались до 6000 м и, пикируя с углом 60°, сбрасывали бомбы с 3000-4000 м, после чего с набором высоты уходили домой. Самолеты, несущие контейнеры с шариковыми бомбами, выходили вперед с целью вывести из строя личным состав зенитных батарей до подхода основных сил.
По ВПП, запасным грунтовым полосам, рулежным дорожкам и защитным укрытиям противник применял фугасные и бетонобойные авиабомбы со взрывателями мгновенного и замедленного (до 2-4 часов, а иногда до 2-3 суток) действия. В результате бетонированные ВПП выходили из строя на 4-6 часов, а грунтовые – на 40-60 мин. Время нанесения удара противник старался выбрать так, чтобы захватить сирийцев врасплох, например, в момент захода арабских самолетов на посадку.
После понесенных потерь израильтяне изменили тактику налетов. Бомбардировки производились с горизонтального полета с больших высот либо с пологого пикирования, а в случаях подхода к цели на малой высоте – с кабрирования с высоты 300-400 м. В результате точность бомбометания резко снизилась. В среднем за один налет сбрасывалось 10-12 т бомб. Всего за войну на сирийские аэродромы и близлежащие к ним позиции ПВО было сброшено 600-700 т фугасных и 100-150 т шариковых авиабомб, а также выпущено более 100000 снарядов из авиапушек.
4. Направления налетов авиации Израиля4.1. Вдоль береговой черты, через Бейрут на Тартус, Баниас, Латакию, Алеппо.
4.2. Через Ливанскую долину на Мадар, Дамаск, Дмейр, Сигаль, Насрие, Дабаа, Хомс и Хама.
4.3. С запада и юго-запада при действиях по войскам на поле боя и позициям ЗРК вблизи линии фронта.
4.4. С юго-запада, южнее Тирвериадского озера, при действиях по позициям ЗРК и РТВ на Деръа, Шейх-Месхин, Эс-Саномен.
4.5. С юга через Иорданию при действиях по аэродромам Хал-Хле, Блей, Даули, Меззе и Сигаль.
4.6. Было отмечено два полета с о. Кипр с последующим уходом на территорию Турции.

Примеры воздушных боев

Воздушный бой шестерки МиГ-21 с шестеркой «Фантомов» и парой «Миражей» 7 октября 1973 г. Группа из шести МиГ-21МФ под командованием зам, командира эскадрильи капитана Малки поднялась с авиабазы Дмейр на перехват самолетов противника. Боевой порядок – «обратный клин пар» не эшелонированный по высоте, с интервалами и дистанцией между парами 1000-1200 м, а а парах 250-300 м.
Главный ПН (управление вели полковник Акрам и подполковник Ауни) вывел группу в район Голанских высот, где несколько ниже, на встречно-пересекающихся с ними курсах летчики обнаружили 6 «Фантомов» в боевом порядке «правый пеленг», В 3-4 км сзади и на 1 км ниже их шла пара «Миражей» (группа прикрытия), которую сирийцы обнаружили уже в ходе боя. По команде ведущего сирийские летчики последовательно с полупереворота пара за парой пошли в атаку на «Фантомы». Израильтяне, увидев МиГи, выполнили разворот влево навстречу им. Командир сирийцев, атакуя ведущую группу F-4, сам был атакован второй парой противника. Выполняя противоракетный маневр, он произвел резкий разворот влево со снижением, выход из которого окончил на малой высоте. Преследовавший его пилот «Фантома» увлекся атакой, не успел вывести свой самолет из пикирования и врезался в скалы. Ведомый капитана Малки во время маневра оторвался от своего командира и был подбит ведомым второй пары израильтян. До своего аэродрома он не дотянул и произвел вынужденную посадку на фюзеляж.
Вторая пара МиГов атаковала вторую пару «Фантомов». Ее ведущий с дистанции 800-1000 м произвел пуск ракеты и сбил один израильский самолет (ведомого). Однако сирийцы тут же подверглись атаке «Миражей», которые сбили ведомого, не следившего за воздушной обстановкой. Летчик успел катапультироваться. Ведущий третьей пары МиГов атаковал третью пару «Фантомов» и ракетой сбил ведомого. Но при выходе из атаки эта пара сирийцев проскочила вперед ведущего «Фантома», попала под его огонь, ведомый был сбит, летчик погиб.
Итоги боя: сбито три «Фантома» (предположительно, т.к. отсутствовали данные объективного контроля), потеряно три МиГ-21, погиб один сирийский летчик.
Воздушный бой шести МиГ-21 с двумя звеньями «Миражей» 7 октября 1973 г. (записано по отчетам сирийских пилотов). Шестерка МиГ-21 под командованием капитана Зогби поднялась с аэродрома Сигаль для прикрытия группы Су-7Б. МиГи выполняли полет на высоте 1-1,5 км со скоростью 850 км/ч в боевом порядке «обратный клин пар». Неожиданно сверху-сзади они подверглись ракетной атаке двух звеньев «Миражей». Капитан Зогби заметил противника лишь в момент ракетного залпа и дал команду на выполнение маневра «Кобра»: энергичного разворота на израильтян с размыканием по высоте. В результате группа распалась.
Пара старшего лейтенанта Аля Хатыба после разворота и набора высоты на полном форсаже вышла в хвост паре «Миражей» и ракетным залпом сбила ведущего. Второй «Мираж» из этой пары на большой скорости проскочил вперед пары капитана Зогби, который после разворота на 180° сблизился с противником на 100-150 м и поразил его из пушки. (Красивая сказка! – К.С.) Ведущий второй пары ст. лейтенант Хоссан после выполнения разворота оказался в задней полусфере замыкающей пары второго звена «Миражей». Он произвел пуск всех четырех ракет, но из-за малой высоты полета и энергичного маневрирования противника «змейкой» они прошли мимо. Заметив этот залп, пилоты «Миражей» начали разворачиваться на пару Хоссана. Сирийские летчики открыли огонь из пушек, и ведущий МиГов сбил один самолет, (Еще одна сказка – К.С.) По команде капитана Зогби вся шестерка вышла из боя с разгоном и уходом на предельно малую высоту. (Это маловероятно, т.к. при завязке боя группа распалась и пары действовали самостоятельно – К.С.)
При пересечении линии фронта ведомый второй пары МиГов был сбит ракетой класса «земля-воздух», летчик катапультировался и благополучно приземлился на своей территории. (Считаю, что этот самолет сбили «Миражи». Маловероятно, чтобы при полете на предельно малой высоте после попадания ракеты «земля-воздух» оказалось возможным долететь до своей территории и там катапультироваться – К.С.) Истребитель капитана Зогби получил повреждения от огня зениток (полагаю, что в воздушном бою от огня авиационных пушек – К.С.), но летчику удалось сесть на запасной аэродром Дмейр. С ним произвел посадку и его ведомый – лейтенантт Зоромб. Ведомый третьей пары ст. л-т Гоннум на поврежденном самолете произвел посадку с большим перелетом на аэродром Меззе. Его МиГ выкатился за пределы ВПП, перевернулся и загорелся, Летчик умер в госпитале от ран. Из шестерки на свой аэродром вернулась только вторая пара.
Итоги боя: сбито три «Миража» (не подтверждено), уничтожено два сирийских МиГ-21, еще один поврежден, один пилот погиб. Хочу обратить внимание, что воздушный бой реально велся не так, как доложили летчики, Многое придумано для оправдания понесенных потерь. Объективный контроль, подтверждающий сбитие «Миражей», не велся.
Воздушный бой пары МиГ-21 с тремя «Миражами» 16 октября 1973 г. Пара МиГ-21 с аэродрома Дмейр была поднята в зону дежурства на границе с Ливаном. Полет проходил на высоте 4000 м. Следуя в указанную зону, ведущий МиГов на встречно-пересекающихся курсах обнаружил три «Миража», которые шли на высоте 2000 м в боевом порядке «пеленг». МиГи с полупереворота атаковали замыкающий израильский истребитель. Его летчик увидел сирийцев и стал резко маневрировать в горизонтальной плоскости, увлекая их за собой. В это время два других «Миража» выполнили размыкание: один вверх, а другой вниз. Ведущий МиГов, пытаясь выйти на дистанцию эффективного пушечного огня, утратил осмотрительность и был сбит ушедшим вверх «Миражем». Летчику удалось благополучно катапультироваться. Его ведомый вместо того, чтобы прикрывать командира, без предупреждения выполнил переворот и попытался атаковать «Мираж», который ушел вниз, На пикировании он потерял его из вида и на предельно малой высоте вернулся на свой аэродром.
Итог боя: сбит ведущий пары МиГов. Стоит заметить, что хотя шел уже десятый день войны, некоторые сирийские летчики продолжали пренебрегать тактикой противника. Все ошибки – типовые: слабая дисциплина, стремление вести бой в одиночку, преступные действия ведомого.
Воздушный бой звена МиГ-21 с группой «Миражей» 22 октября 1973 г.Звено МиГ-21 под командованием капитана Адиба дежурило над линией фронта на высоте 7000 м в боевом порядке «пеленг» без эшелонирования по высоте. С КП поступила команда: «Противник сзади в 10 км». Ведущий МиГов выполнил разворот со снижением и обнаружил слева-сверху пару «Миражей», выполняющих разворот на сирийцев. Капитан Адиб выполнил разворот с большой перегрузкой (ведомый при этом оторвался) и зашел «Миражам» в хвост. Осмотрев заднюю полусферу, он увидел, что ведомого второй пары лейтенанта Шавса атакует другая группа «Миражей» и по радио успел предупредить его, Сирийский летчик выполнил бочку с большой перегрузкой, в результате чего атакующий «Мираж» оказался впереди него, Шавс не удержался и, бросив своего ведущего, начал преследовать противника. Маневрируя с целью занять наилучшее положение для пуска ракет, сирийский пилот заметил, что его справа атакует другой израильский истребитель. Летчику пришлось выполнить энергичный разворот вправо, но при этом он потерял из виду и оба «Миража», и самолеты своего звена, после чего полупереворотом со снижением на большой скорости покинул поле боя.
Брошенный ведомым ведущий второй пары МиГов маневрировал, прикрывая атаку командира звена, но неожиданно почувствовал взрыв, после которого его самолет перешел в беспорядочное падение. Летчик катапультировался. Ведомый командира звена, прикрывая ведущего (маловероятно, т.к. в начале боя он оторвался – К.С.), внезапно обнаружил атакующий «Мираж» слева-сзади на дальности стрельбы из пушек. Он выполнил бочку, и «Мираж» проскочил вперед. Пытаясь атаковать этот самолет, сирийский летчик ощутил удар, после чего его МиГ потерял управление. Пилот благополучно катапультировался. Командир звена, атакуя пару «Миражей», произвел пуск ракеты и сбил один истребитель противника (не подтверждено), но тут же и сам был сбит. Летчик катапультировался.
Итоги боя: сбит один «Мираж» (предположительно), потеряно три МиГ-21.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Словенский вариант модернизации танка Т-55

Многие страны, у которых на вооружении остались старые Советские танки, провели их модернизацию, для того чтобы они соответствовали требованиям сегодняшнего д...

News image

Легкий танк RDF/LT ARES

Общая информация Легкий танк фирмы AAI для сил быстрого развертывания является новой концепцией в разработке легкого танка. Наклонная лобовая броня обес...

News image

Израильские танки оснащаются новой системой активной защиты

После второй «Ливанской войны» в 2006 году, руководство Израиля решило вооружить основной танк израильской армии Меркава Mk.4 системой активной защиты собстве...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Роботы теснят самолет-шпион в отставку

Испытательными полетами обновленных стратегических беспилотников Global Hawk в октябре 2010 г. стартует американская программа вывода из э...

News image

Военные роботы для боевых систем будущего

Создание роботов для боевых систем будущего FCS идет по плану, сообщили представители ключевых системных подрядчиков проекта — Boeing и SA...

News image

Insight сведет воедино данные от радаров и видеокамер

Платформа, помогающая аналитикам Пентагона обрабатывать данные от плохо совместимых друг с другом источников информации (например, радаров...

News image

Пентагон заинтересовался космическим мусором

Центр электронных систем базы ВВС США Хэнском заключил два контракта с корпорациями Lockheed Martin и Raytheon по программе Space Fence....

News image

VADER против афганских террористов

Компактный радар VADER, разработанный корпорацией Northrop Grumman за 40 месяцев, предназначен для обнаружения и отслеживания небольшой на...

News image

Ядерные программные баги

В случае ядерной войны наземные станции дальней связи могут быть разрушены, и в таком случае президент, укрывшись на специализированном са...