Двойные стандарты:

Указ Президента РФ 580 от 05.05.04

News image

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военно...

Субъектам ВЭД, имеющим дело с товарами военного использования и двойного назначения: обновлены прави

News image

Регистрация в Госэкспортконтроле лица в качестве субъекта осуществления международных передач товаров двойного использования и в...

России надо активнее строить спутники двойного назначения, считает глава ФКА

News image

России необходимо активнее развивать спутниковые системы двойного назначения. Об этом на проходящей в Берлине международной аэро...

Авторизация





БОЙ С ТЕНЬЮ
Техника завтрашнего дня - Зарубежная авиация в современных войнах

бой с тенью

После окончания Второй Мировой в Китае с новой силой вспыхнула кровопролитная гражданская война между сторонниками правящей партии Гоминдан и коммунистами. Не обошлось и без участия авиации. Но войны в воздухе как таковой не было, да и не могло быть, поскольку боевой авиацией обладали только гоминдановцы. Похоже, это был единственный в XX веке конфликт такого масштаба, в котором одна из воюющих сторон – многомиллионная армия коммунистов вообще не имела поддержки с воздуха и, тем не менее – одержала решительную победу! Руководители компартии Китая (КПК) понимали значение боевой авиации еще в 20-е годы. В многочисленных региональных конфликтах тех лет достаточно было появиться в воздухе одному-двум самолетам, чтобы солдаты противника, никогда не видевшие «железных птиц, кидающих бомбы и изрыгающих огонь», в панике разбежались. Когда в январе 1925 г. революционное правительство провинции Гуандун создало авиационную школу, среди курсантов оказалось несколько коммунистов. Пятерых из них вскоре отправили на учебу в Советский Союз.
В 1927 году, после разрыва отношений с лидером партии Гоминдан Чан Кайши, коммунисты отобрали еще 19 человек из числа китайцев, обучавшихся в СССР, и направили в советские авиашколы. Большинство из них потом вернулось в Китай.
«Овеществленной мечтой» руководства КПК о собственной боевой авиации стали два трофейных аэроплана. В 1930 г. связной «Корсар» 02W4 из 4-й авиагруппы ВВС Гоминдана по пути из Кайфына в Ухань в тумане сбился с курса и совершил вынужденную посадку в провинции Хубэй, находившейся под контролем коммунистических повстанцев. Летчика Лун Вэньгуана без особого труда уговорили вступить в Красную Армию.
Самолет назвали «Ленин», а на крыльях нарисовали пять красных звезд. «Корсар» летал на разведку и разбрасывал листовки. В декабре 1931 г. «Ленин» участвовал в боях по окружению Хуананя, бомбил командный пункт 9-й дивизии Гоминдана и содействовал взятию в плен 5000 солдат во главе с самим командиром дивизии.
В июле 1932 г. при отступлении войск КПК самолет разобрали и спрятали где-то в пещере (возможно, там он и лежит до сих пор), а летчика гоминдановцы поймали и казнили.
В апреле того же года Красная Армия захватила на аэродроме Чжэнчжоу (провинция Фуцзянь) легкий тренировочный биплан DH-60 «Мот». Какое то время он летал на разведку, но вскоре из-за отсутствия запчастей, по выражению современного китайского летописца, – «превратился в хлам». После этого самолеты у китайских коммунистов появились только спустя 13 лет.
В марте 1938 г. КПК начала готовить для себя авиационные кадры в авиашколе Урумчи, где проходила трасса поставок авиатехники из СССР и было немало советских летчиков и специалистов. В Урумчи прибыли 43 курсанта с необходимым образованием. Из них создали две группы: летную из 25 человек и техническую из 18 механиков. С 8 апреля начались учебные полеты. Начинали на У-2, затем шли Р-5, УТИ-4 и боевые машины. В среднем каждый курсант налетал по 300 часов – не так уж мало по тем временам.
Летчики закончили курс в 1942 году. Но к этому времени русские советники покинули Урумчи, а командир гарнизона города Шэн Шицай встал на сторону Гоминдана и выступил против КПК. В ноябре пилотов-коммунистов посадили в тюрьму и, говорят, даже пытали. Освободить их, несмотря на неоднократные попытки, удалось только летом 1946-го.
После капитуляции Японии летчики-японцы из 4-й учебной эскадрильи 2-го авиаполка Гуандунской армии, возглавляемые Линь Ми И Лан (так звучит его имя в китайской транскрипции), попытались под видом беженцев вернуться на родину. Они бродили по лесам более 10 дней, но в конце концов были схвачены коммунистами. Летчикам предложили заняться обучением китайских курсантов. «Предложение», очевидно, прозвучало в такой форме, что отказаться было никак невозможно. Зато после согласия командиру даже вернули личное оружие.
В январе 1946 г. под руководством пленных японских авиаторов в городе Тунхуа началась подготовка к открытию авиашколы. В лютые морозы по всей округе собирали брошенную и разбитую авиатехнику. С помощью местного населения в Тунхуа притащили 120 самолетов, около 200 двигателей, более 100 ящиков приборов, 1000 бочек с топливом и т.д.
Тогда же гоминдановцы под видом курсанта заслали в школу своего агента, который с помощью одного из японцев попытался поднять мятеж. Основной целью намечался захват и уничтожение самолетов. Но заговор раскрыли, машины удалось спасти, а заговорщики были расстреляны.
Школа официально начала свою работу 1 марта 1946 г. Сначала в ней числился 631 человек. Из 120 найденных самолетов отобрали 30 – 40, еще способных подняться в воздух. В июне первая группа курсантов начала учебные полеты.
Обучение сопровождалось многочисленными авариями. После того как в том же июне инструктор-японец разбил единственный учебный биплан, возникли серьезные проблемы с начальной подготовкой. Обычно курсантов в китайских авиашколах учили в три этапа на трех типах самолетов. Но так как тренировочных самолетов начального и среднего уровня попросту не было, курсанты начинали обучение сразу на самолете «высшего класса» – Ki.55. Этих машин насчитывалось более 30. Кроме них использовали также разведчики Ki.46, три легких бомбардировщика Ki.30, четыре истребителя Ki.43, три Ki.44 и несколько двухмоторных истребителей Ki.45. Из них до появления в 1949 году первой боевой авиачасти КПК дожили лишь два Ki.43, два Ki.46 и три Ki.45.
Еще во время подготовки к первым полетам гоминдановцы развернули наступление, и в мае 1946 г. школу эвакуировали на север, в Муданцзян. Спустя некоторое время этот район стал подвергаться воздушным налетам, и в ноябре школу перевели еще дальше – в Дунань. В феврале 1947 г. туда прибыли летчики, освобожденные из тюрьмы в Урумчи. Они пополнили преподавательский состав, и работа продолжалась. Самолеты в авиашколе поначалу летали с гоминдановской символикой, позже «зебру» на хвосте сделали красно-белой, а вместо бело-голубых «солнц» нарисовали красные звезды с вписанным в центр иероглифом «Китай», похожим на русскую букву «Ф».
Обстановка в школе была крайне тяжелой. Не хватало буквально всего – запчастей, оборудования, горючего, продовольствия, обмундирования. Из-за отсутствия бензина самолеты заправляли спиртом. Самолетные шины приходилось накачивать велосипедными насосами! В тридцатиградусные морозы летчики и механики использовали в качестве рабочей одежды ... мешки из-под муки с прорезями для рук и головы. Вдобавок ко всему, из-за постоянно менявшейся линии фронта в 1946-1949 годах авиашкола перебазировалась пять раз. И тем не менее, к октябрю 1949-го она подготовила 560 авиаторов, в том числе 126 летчиков, 24 штурмана, 322 механика, 88 аэродромных специалистов и штабных офицеров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

«Леопард»

В 1963 году на танкодроме в Мунстерлагере ((ФРГ) царило необычное оживление. Здесь состоялась демонстрация первого созданного после разгрома гитлеровской Герм...

News image

БМП Pizarro/Ulan. Программа ASCOD(Austrian Spanish Cooperation Development)

Разработка тяжелой БМП 90-х для замены устаревшей гусеничной боевой техники была начата в 1988-м году австрийской компанией Штейр-Даймлер-Пух (Steyr-Daimle...

News image

Новый польский лёгкий танк

На MSPO 2009 компания OBRUM из Гливице, представил проект новой многофункциональной платформы для лёгких танков и других машин. Польский танк станет основн...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Распил американской границы продолжается

Много лет тянущийся проект Secure Border Initiative (SBInet) по оснащению американо-мексиканской границы средствами автоматического контро...

News image

IBM крепит натовские облака

Натовский ЦОД, обслуживающий 28 членов альянса, будет модернизирован корпорацией IBM. Командование стратегических исследований НАТО намере...

News image

Когда подводные лодки станут самостоятельными

Постепенное повышение автономности субмарин — необходимое условие развития австралийского подводного флота, заявил Кристофер Норвуд на лон...

News image

Автоматизация патрульной службы

В процессе патрулирования солдаты американской армии, дислоцированные за рубежом, регулярно проводят, согласно устава, различные мини-инте...

News image

Военная разведка РФ освоит IP-технологии

Российская военная разведка намерена активно освоить интернет-технологии, сообщил в интервью “Времени новостей” генеральный директор и ген...

News image

Магнитный подъемник спроектирован инновационно

Погрузка всевозможного оборудования на новые авианосцы США будет производиться с помощью грузозахватов на постоянных магнитах. Эта техноло...