Главная - Зарубежная авиация - ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ ВС США В ОПЕРАЦИИ «АНАКОНДА»

Двойные стандарты:

Volvo XC70. Двойное назначение

News image

Volvo XC 70 представляет собой некий гибрид. С одной стороны, он готов трудиться на бескрайних полях Нечерноземья, а с другой, п...

Автомобили, которые стреляют, «летают» и плавают

News image

Официально В г.Бронницы (Московская обл.) на территории полигона 21-го НИИ МО РФ 21 августа 2004г. прошла 6-я ежегодная выста...

Лён двойного назначения

News image

В Москве завершила свою работу 10-я, юбилейная, выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Стенды ...

Авторизация





ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ ВС США В ОПЕРАЦИИ «АНАКОНДА»
Техника завтрашнего дня - Зарубежная авиация в современных войнах

действия авиации вс сша в операции «анаконда»

Сейчас, когда командование вооруженных сил США с триумфом объявило о нормализации обстановки в одном из самых неспокойных уголков планеты – Афганистане, невольно возникает вопрос о том, как им удалось достигнуть такого небывалого прогресса? Советская Армия потратила десять лет на то, чтобы вернуть эту страну в русло мирной жизни, а американским ВС и их союзникам удалось сделать это всего за три-четыре года, из которых якобы всего несколько месяцев заняли собственно боевые действия.

Однако эти победные реляции иногда перебиваются сообщениями СМИ, свидетельствующими о том, что иностранные войска укрылись на немногочисленных военных базах за десятками блокпостов и километрами колючей проволоки. Даже сам афганский президент X. Карзай предпочитает перемещаться по стране только под надежной охраной американских военнослужащих, а Кабул напоминает не столицу свободного государства, а осажденный город, поделенный на отдельные укрепрайоны, центрами которых являются иностранные миссии и военные базы.

И хотя тема Афганистана сошла с первых полос СМИ, арабские информационные агентства «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» продолжают настаивать на том, что операция «Несгибаемая свобода» не достигла декларируемых результатов. ВС США согнулись под тяжестью понесенных потерь и неудачно проведенных операций, а обещанной свободы эта страна так и не получила, добившись лишь нежизнеспособного симбиоза из подконтрольного американо-афганскому правительству Кабула и остальной территории, где по-прежнему господствуют ни от кого независимые полевые командиры и террор непобежденных талибов.

Наиболее освещенной частью военной операции коалиционных сил «Несгибаемая свобода» является проведенная в марте-апреле 2002 года операция «Анаконда», ставившая своей основной целью уничтожение формирований талибов в Панджшерском ущелье (провинция Пактия). Там, по данным американской разведки, находились несколько сотен боевиков движения «Талибан» и организации «Аль-Каида». Имея подавляющее превосходство в живой силе и технике над противником, руководство коалиционных сил рассчитывало уничтожить эту группировку в течение одного-двух дней.

Общее руководство операцией осуществлял штаб объединенного центрального командования ВС США (г. Тампа, штат Флорида).

Подготовка к операции началась в феврале 2002 года, когда стало известно о концентрации боевиков на территории провинции. На первом этапе планировалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, отрезая пути отхода из Панджшерского ущелья, а после этого уничтожить противника ударами с воздуха. Первоначально начать операцию «Анаконда» намечалось в конце февраля, но из-за сложных метеоусловий день «Д» был перенесен на 2 марта 2002 года. К операции были привлечены подразделения 101-й воздушно-штурмовой и 10-й легкой пехотной дивизий сухопутных войск США (1 200 человек), сил специальных операций (ССО) Соединенных Штатов, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сотен человек), а также около 1 тыс. афганских военнослужащих.

К выполнению боевой задачи экипажи транспортно-десантных вертолетов СН-47 «Чинук», дислоцированные на авиабазе Баграм (подлетное время до места десантирования составляло около 90 мин), приступили перед рассветом 2 марта. По прибытию в заданный район подразделения 101 вшд и 10 лпд вступили в бой.

Так, в ходе высадки рота 1-го батальона 87-го полка 10 лпд попала в засаду. По десантникам с трех сторон был открыт огонь из различных видов оружия, от винтовок до пулеметов калибра 14,5 мм, а также 82-мм минометов. В результате 28 военнослужащих получили ранения различной степени тяжести, о количестве погибших точная информация была не известна. Окончательное уничтожение роты (86 человек) предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52Н, самолетов ССО АС-130 и ударных вертолетов АН-64А «Апач». Наведение осуществлял офицер из состава подразделения ССО Австралии, входивший в состав окруженной роты.

Также отмечается, что из-за мощного обстрела районов десантирования экипажи транспортно-десантных вертолетов не смогли доставить в установленный срок пополнение второй волны, как это предусматривалось разработанными планами. Данные разведки относительно численности противника также оказались неточными. В этот день авиация коалиционных сил сбросила в Панджшерской долине более 80 т бомб, включая термобарические массой 907 кг.

Специалисты отмечают, что экипажи ударных вертолетов АН-64А «Апач» наиболее удачно действовали в горных районах. Как известно, после операции в бывшей Югославии технические характеристики этих машин неоднократно подвергались критике, поэтому в Афганистан было направлено всего семь АН-64А (в настоящее время их число в этой стране увеличено).

Тактика действий. Пять ударных вертолетов АН-64А «Апач» из состава 101-й авиационной бригады сопровождали группу СН-47 с десантом. В дневное время непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск осуществляли вертолеты АН-64Н, а ночью – самолеты АС-130 (использовать их в светлое время суток опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК «Стрела» и «Стингер»). Экипажи АН-64А барражировали вдоль долины, нанося удары по заявкам наземных войск или целям, которые были самостоятельно обнаружены с воздуха. Боевая нагрузка вертолетов включала 8-16 ПТУР AGM-114К «Хеллфайр» и (или) 38-76 70-мм неуправляемых авиационных ракет (НАР), многие цели обстреливались из бортовых пушек М230 калибра 30 мм (1 200 снарядов). Эффективные действия экипажей ударных вертолетов позволили десантникам 101 вшд занять и оборудовать позиции для минометов.

Особенно пристальное внимание американская пресса уделяла самоотверженному поведению пилотов, которые в критических условиях смогли вывести свои машины из-под огня противника. В качестве наиболее яркого примера можно привести два подобных сообщения.

В 6 ч 45 мин рядом с ударным вертолетом «Апач», пилотируемым старшим уорент-офицером Джимом Харди, разорвалась выпущенная из РПГ граната. Осколками были выведены из строя обзорно-прицельная система и пушка, в результате чего боевая машина стала небоеспособна. Через несколько минут повреждения получил второй вертолет АН-64А «Апач». Командир (старший уорент-офицер Кейт Харли) получил пулевое ранение через бронестекло фонаря кабины, был ранен находившийся в кабине оператора систем вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан, а также произошло срабатывание аварийной сигнализации маслосистемы. После посадки на вертолете насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм.

Командиры обоих вертолетов вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в н.п. Пуль-и-Кандагар (80 км от Панджшера). Машина, пилотируемая К. Харли, смогла пролететь всего 1,5 км, прежде чем сработала аварийная сигнализация других бортовых систем. Летчик принял решение о немедленной посадке вертолета в долине. Д. Харди также сумел лишь выйти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия, поскольку из маслосистемы полностью вытекло рабочее тело. Несмотря на это, пилот принял решение продолжить полет к н. п. Пуль-и-Кандагар (в руководстве по летной эксплуатации допускается эксплуатация бортовых систем без масла в течение 30 мин).

Почти в одно время с ударными вертолетами «Апач» повреждения получил вертолет боевого обеспечения UH-60 «Блэк Хок», на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински, – под фюзеляжем произошел подрыв гранаты РПГ. Летчик совершил вынужденную посадку. В течение дня так или иначе пострадали четыре вертолета «Апач», а у семи были повреждены лопасти.

Специалисты отмечают, что по эффективности воздействия на противника ударные вертолеты в бою 2 марта превзошли летательные аппараты других типов, принимавшие участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортно-десантными вертолетами СН-47 «Чинук», 16 АН-64А. Они были доставлены сюда через 37 ч после принятия такого решения.

Осознание необходимости непосредственной авиационной поддержки сил десанта боевыми вертолетами вынудило руководство привлечь к операции подразделения авиации морской пехоты (МП). В частности, недалеко от побережья Омана находился универсальный десантный корабль «Бон Омм Ришар», имевший на борту ударные вертолеты АН-1W «Супер Кобра», транспортные СН-53Е и штурмовики AV-8B «Харриер».

Группа вертолетов авиации Морской пехоты (пять АН-1W и три СН-53Е) начала работу над Панджшером утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта экипажи АН-1W совершили 217 боевых вылетов. Было выпущено 28 ПТУР ТОУ, 42 ПТУР «Хеллфайр», 450 НАР калибра 70 мм и израсходовано 9 300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам. Приоритетными целями являлись позиции минометов противника.

В зарубежных СМИ отмечается, что экипажи самолетов штурмовиков AV-8B в ходе операции «Анаконда» выполнили 148 боевых вылетов, сбросили 32 управляемые авиационные бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные авиабомбы Mk82 (226 кг). Экипажи транспортно-десантных вертолетов СН-53Е (общий налет 257 ч, выполнен 191 боевой вылет) выполняли задачи по доставке грузов десантным подразделениям, а также обеспечивали заправку в воздухе других вертолетов, задействованных в операции.

Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Панджшер вертолетами было переброшено дополнительно несколько сотен военнослужащих.

Авиационную поддержку наземным войскам оказывали экипажи самолетов А-10А «Тандерболт 2», АС-130 «Спуки», стратегических бомбардировщиков В-1В «Лансер» и В-52Н «Стратофортресс», тактических истребителей F-15E «Страйк Игл», F-16 «Файтинг Фалкон», «Рафаль» и «Мираж-2000», палубных истребителей F-14 «Томкэт», истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет», штурмовиков AV-8B «Харриер». Отмечается, что французские истребители «Рафаль» совершили здесь первые боевые вылеты. Тактические истребители «Мираж-2000» действовали с авиабазы Манас (Киргизия).

В ночь с 3 на 4 марта к месту выброски первой группы 10 лпд (десантники покинули район высадки) были направлены два вертолета боевого обеспечения МН-47Е 160-го авиационного полка ССО СВ США. Летчики пилотировали вертолеты с использованием приборов ночного видения. На борту машин находились бойцы подразделения специального назначения (SEAL) американских ВМС.

В районе высадки группа попала в хорошо организованную засаду. В результате попадания трех гранат РПГ в вертолет МН-47Е вышла из строя его гидросистема. Экипаж на неисправной машине сумел удалиться на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении подбитого МН-47Е. На второй вертолет загрузились экипаж и десантники первого, однако обнаружилась пропажа одного военнослужащего SEAL. «Лишний» десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47Е направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще две такие машины с рейнджерами 75-го полка СВ США на борту.

Противник выждал, пока вертолеты приземлятся, после чего по ним был открыт огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов. Один МН-47Е был уничтожен, второй сумел взлететь. Из-за сильного огневого воздействия забрать экипаж и десант уничтоженной машины не представлялось возможным. Избежать уничтожения группы американцам удалось благодаря помощи со стороны австралийских спецназовцев, занимавших одну из окрестных высот. В течение 12 ч они осуществляли наведение тактических истребителей, самолетов ССО и ударных вертолетов, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов. Потери десанта составили шесть человек убитыми и 11 ранеными.

Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами, позволяет говорить либо об утечке информации, либо об отличной подготовке штаба противника: засада была грамотно организована – выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела приборы ночного видения, благодаря которым удалось подбить вертолет МН-47Е в темное время суток.

Планы увеличения парка вертолетов МН-47Е. Изучению опыта применения вертолетов в боевых действиях в Афганистане в последнее время уделяется большое внимание. Различные узкоспециализированные издания постоянно указывают на острую потребность в МН-47Е. Эти машины способны действовать круглосуточно, хорошо вооружены и принимают на борт оптимальное количество десантников.

Изначально американцы имели в своем распоряжении всего четыре вертолета МН-47Е, переброшенные на базу в Узбекистане, но к апрелю 2002 года в операциях на территории Афганистана пришлось задействовать половину всего парка таких машин. К весне 2002 года экипажи этих вертолетов совершили более 200 вылетов (налет составил свыше 2.000 ч). Только за первые три месяца антитеррористической операции, начиная с 19 октября 2001 года, они совершили 72 боевых вылета для переброски подразделений ССО в районы боевых действий и 18 полетов для эвакуации бойцов спецназа. Длительность боевого вылета достигала в среднем 15 ч. Выполняя полеты на высотах до 5 000 м, экипажи вертолетов пользовались кислородным оборудованием.

В ходе антитеррористической операции в Афганистане экипажи вертолетов МН-47Е впервые летали в облаках, используя для пилотирования только данные РЛС. Ранее летчики по возможности старались не эксплуатировать данную систему.

Экипажи вертолетов 160-го авиационного полка ССО СВ США неоднократно выражали озабоченность возросшей нагрузкой на небольшое количество вертолетов МН-47Е, находящихся в Афганистане.

Командование ССО СВ предполагает содержать в эксплуатационном состоянии максимально возможное количество таких машин. Однако своими силами оно не в состоянии восполнить потери в вертолетах, понесенные в течение нескольких последних лет, к которым теперь добавились и потери в ходе войны в Афганистане. Парк МН-47Е командования ССО СВ США в настоящее время, по некоторым данным, меньше изначального и так небольшого количества, составлявшего 26 вертолетов.

На МН-47Е предполагается установить пулеметы GAU-19, имеющие большую надежность и дальность стрельбы по сравнению со штатными 7,62-мм, находящимися на вооружении вертолетов МН-47Е. Кроме того, планируется закупить 24 комплекта комплексной системы предупреждения о пусках ракет. Наибольшие ожидания связаны с модернизацией в вариант MH-47G всех вертолетов MH-47D и МН-47Е.

Приборное оборудование MH-47G будет включать пять многофункциональных индикаторов и современное БРЭО; несущие винты вертолетов будут иметь новые втулки, требующие технического обслуживания в меньшем объеме. Модернизация вертолетов, однако, приведет к снижению действующего парка МН-47, поскольку работы намечено проводить одновременно на шести машинах.

Серьезную озабоченность командования ССО вызывает и увеличение массы вертолета. К примеру, предполагается установка дополнительного бронирования, защищающего в первую очередь борта фюзеляжа, однако в настоящее время в Афганистане вертолеты МН-47Е выполняют полеты со снятой броней. Ее демонтируют с целью сохранения на приемлемом уровне летных характеристик машины при полетах в горах.

Зарубежные аналитики отмечают, что кроме операции «Анаконда» вертолеты МН-47Е привлекались к ряду других подобных мероприятий, проводимых на территории Афганистана. Так, они участвовали в спасении экипажа транспортно-заправочного самолета МС-130Р ССО ВВС США, который столкнулся с горой 13 февраля 2002 года. Экипаж успел перед столкновением поднять нос самолета, в результате чего находившиеся на борту люди серьезно не пострадали. Спасательная операция проводилась в условиях ограниченной видимости.

В другом случае (20 января 2002 года) экипаж МН-47Е выполнял задачу по эвакуации военнослужащих потерпевшего аварию вертолета СН-53 МП США. Второй вертолет СН-53 не сумел приземлиться рядом с потерпевшим аварию и вынужден был покинуть район падения, сочтя его экипаж погибшим. Уцелевшие члены экипажа были эвакуированы на МН-47Е.

В настоящее время министерство СВ США также рассматривает возможность закупки для ССО 25 вертолетов МН-47 и десяти МН-60. Действия вертолетных подразделений в Афганистане выявили необходимость количественного увеличения парка вертолетов сил специальных операций.

Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на серьезные потери, группировка моджахедов в Панджшерском ущелье не была окончательно разгромлена. Причиной тому явились не только недостаточные выучка личного состава СВ США и количество вертолетов, способных вести боевые действия в горной местности, но и критические просчеты разведки, которая, по полученным позднее сведениям, предоставила заниженные более чем в Зраза данные о численности боевиков. Многие эксперты указывают также на удивительную осведомленность моджахедов о действиях американских войск. При этом упор делается в основном на то обстоятельство, что в операции были задействованы и вооруженные формирования, подконтрольные правительству X. Карзая. И хотя им не были известны все детали проводимой операции, возможную утечку информации военное ведомство США позднее списало именно на них, потребовав суровых санкций для виновных, которые, впрочем, так и не были обнаружены.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости танкостроения:

News image

Топ самых «диких» танков

В Интернете можно найти огромное количество рейтингов: самые дорогие авто, самые сексуальные девушки, самые крикливые теннисистки. Есть относительно традицион...

News image

Type 10 (Япония)

в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкострое...

News image

«Центурион»

В Англии в послевоенные годы появилось несколько моделей ганка «Центурион», так называемого «универсального» танка, который должен был заменить «крейсерские» ...

Информационные технологии на военной службе:

News image

Пентагон создал клон SourceForge.net

Новый сайт forge.mil, открытый Пентагоном в январе, заработал в тестовом режиме на движке популярного ресурса SourceForge.net, объединяюще...

News image

МО США модернизирует ИТ-бюджет

В ближайшие три года Пентагону придется сократить ИТ-расходы на 10 млрд. долл. и отказаться от ряда излишне дорогих проектов. Эта работа з...

News image

Современное военное производство ускоряется в 25 раз

К выполнению сложных и опасных заданий под водой все более активно будут привлекаться роботы, заявил на лондонской конференции Undersea De...

News image

Магнитный подъемник спроектирован инновационно

Погрузка всевозможного оборудования на новые авианосцы США будет производиться с помощью грузозахватов на постоянных магнитах. Эта техноло...

News image

VADER против афганских террористов

Компактный радар VADER, разработанный корпорацией Northrop Grumman за 40 месяцев, предназначен для обнаружения и отслеживания небольшой на...

News image

Роботы теснят самолет-шпион в отставку

Испытательными полетами обновленных стратегических беспилотников Global Hawk в октябре 2010 г. стартует американская программа вывода из э...